25.04.2013 | 10:57

В Мюнхене выступил Московский Синодальный хор

Московский Синодальный хор был создан в 1721 году. Спустя два столетия коллектив стал принимать участие не только в церковных мероприятиях, но и в светских концертах. В советское время хор прекратил свое существование, и был возрождён весной 2009-го. С тех пор им бессменно руководит Алексей Пузаков. В рамках перекрёстного года России и Германии коллектив выступает с гастролями в Мюнхене и Лейпциге. Рассказывают «Новости культуры».

В этом немецком ресторанчике день начался с православных песнопений. Традицию молится перед любой трапезой – Московский синодальный хор соблюдает и на гастролях, в любой стране. А вот традиции немецкой кухни пришлось нарушить. Вместо прохладительных напитков артисты просят горячий чай. Петь предстоит в прохладе старинного храма.

Солисты по-своему изучают Тиатинкирхе. Говорят, выступать тут – одно удовольствие. Место намоленное, напетое. Но акустика – с коварным характером. Орган на расстоянии, его звучание запаздывает. Тут важен не только опыт – шестое чувство. Должен сложиться интуитивный ансамбль.

«Мы с органисткой друг друга не видим, потому что она находится за алтарем, а хор и певцы стоят перед алтарем, но мы будем стараться справиться с этими особенностями, чтобы и хор и орган звучали в ансамбле», – говорит руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков.

Звуки православной музыки, доносящиеся из католического храма, прохожих притягивают как магнит. В Германии вообще ценят хоровое пение. Мюнхенцам традиционно приписывают хороший музыкальный вкус.

32 фигуры в человеческий рост – разыгрывают сцены из городской жизни. Герольды, знаменосцы, оруженосцы. Над всеми – «мюнхенский младенец». Маленький монашек благословляет город под звон 43-х колоколов. Архитектурная визитка Мюнхена – Новая ратуша – соединяет дух немецкой истории, дух Евангелия и дух музыки.

Столица Баварии – город музеев, классического и нового искусства, и конечно, церквей. Духовные традиции тут в основе всего. Само название Мюнхен означает – «у монахов». Пожалуй, в Германии лучшего места для культурного обмена не найти. Для немецкой публики Московский Синодальный хор подготовил особую программу. Современное русское произведение и классический немецкий шедевр.

Фрагмент мотета Баха звучит на языке оригинала. Эту часть программы ведет известный московский хормейстер Леонид Павлов. Исполнять патриарха немецкой музыки на его родине - значит играть в высшей музыкальной лиге. Тут важно точное соответствовать особому барочному стилю. Артисты с головой погрузились в материал. Работали над нюансами, оттенками. Взыскательная немецкая публика основательный подход русских к Баху оценила. А вот «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона тут слышат впервые.

Сочинение написано для хора и оркестра. Два года назад – по инициативе автора – было сделано переложение для органного исполнения. Такая версия – специально для Европы. В России звучала лишь однажды.

«Для русских оно более непривычно, потому что русские его воспринимают иногда более странным, – отмечает протодьякон Собора святителя Николая в Вене Виктор Шиловский. – Для русских все, что связано со светской музыкой в церкви – немножко необычно».

Хотя европейцам сама музыкальная форма привычна – партия Евангелиста, все же, на немецком. Важно, чтобы аудитория понимала тексты из писания.

Новости культуры