03.10.2011 | 16:30

Выставка "Гений да Винчи"

Параплан с парусами, средневековый танк и тайные наброски «Мона Лизы». В Санкт-Петербурге, в Артиллерийском музее, проходит выставка «Гений да Винчи». Столь обширную коллекцию изобретенных художником механизмов представили впервые - в рамках перекрестного Года Италии и России. Более шестидесяти образцов по чертежам самого ученого восстановили итальянские ремесленники. Рассказывают «Новости культуры».

Парусина, деревянный остов и пара веревок - огромный винт, закручиваясь по спирали, должен был взмывать в облака. Обороты, конечно, не тянут, зато конструкция похожа на современные двигатели. Все эти механизмы еще в пятнадцатом веке придумал гений да Винчи - так собственно и называется выставка. Образцы его новаторских идей впервые собраны в одной экспозиции.

«Вот это машущее крыло - Леонардо да Винчи пытался рассчитать, какой вес с его помощью можно поднять в воздух. Это же главный принцип любых полетов! Уже тогда он предложил то, что теперь используется в авиации», - рассказывает соорганизатор выставки Пол Костер.

Все эти модели восстановлены по чертежам и записям в дневниках самого Леонардо - на их поиск и расшифровку ушло больше десяти лет. Открытием, например, стал прототип акваланга. Его да Винчи изобрел, когда к Венеции подошел турецкий флот. А этот конус с башенкой - самый настоящий танк, каким его видел ученый, в масштабе один к одному. Он был рассчитан на восемь человек и мог передвигаться во всех направлениях - правда, непонятно, как воины, ведя прицельный огонь, смогли бы усидеть на колесах.

«Да, здесь есть мелкие недоработки в проектах - потому что даже гении могут ошибаться. Но самое главное - Леонардо сформулировал концепцию, указал направление технического развития», - говорит организатор выставки Брюс Петерсон.

Именно поэтому тележный механизм, который теперь используется на всех движущихся платформах, даже не крутится. Да и на велосипеде здесь тоже не покатаешься.

Единственные экспонаты, которые на выставке хоть как-то работают, - это самые простые механизмы. Например, молот, который приводится в движение поворотом колеса. Вообще, все эти шестеренки, шарикоподшипники, блоки, рычаги - сложные приспособления, которые должны были упростить жизнь, тогда намного опередили свое время. Зато сейчас такие опыты ставят уже на школьных уроках физики - вот до чего дошел прогресс!

Зато теперь раскрыта главная загадка даже не ученого, а художника да Винчи. Его «Мону Лизу», выполненную в технике мягких переливов, разложили на четкий спектр - и на знаменитом холсте проявились подробности, которых под слоями краски в Лувре просто не разглядеть.

«Вот здесь, видите, положение указательного пальца - первоначально оно не совсем такое, как нарисовано. И вот тоже, узоры на платье и эта колонна сбоку, - они тоже присутствовали на холсте, а потом исчезли», - показывает Брюс Петерсон.

В этом, пожалуй, и заключался гений да Винчи - неизвестные грани его таланта проявились только спустя столетия. Теперь же эскизы всех механизмов, представленных на выставке, вошли в мультимедийную энциклопедию открытий ученого, самое легендарное из которых - конечно, золотое сечение.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>