04.10.2011 | 10:22

"Кандинский и "Синий всадник" в Москве

Одно из лучших в мире собраний Василия Кандинского - так говорят о коллекции галереи Ленбаххаус в Мюнхене. Именно здесь была рождена передвижная выставка «Кандинский и «Синий всадник». Экспозиция уже побывала в разных городах Европы и Японии. Теперь ее можно увидеть в Москве. С сегодняшнего дня в Музее Изобразительных искусств имени Пушкина выставлены три десятка работ Кандинского и более шестидесяти первоклассных полотен экспрессионистов первой половины ХХ века. Предполагается, что эта экспозицию вызовет не меньший интерес, чем выставка Пикассо. Рассказывают «Новости культуры».

Кандинский в развитии, когда видно, как художник становится собой – переходит от фигуративной живописи к беспредметной – все это принадлежит городскому музею города Мюнхена благодаря Габриэле Мюнтер.

«Ученица, коллега и гражданская жена Кандинского, Габриэла Мюнтер после разрыва оставила у себя много его картин и документов, – рассказывает директор Музея Ленбаххауз Гельмут Фридель. – И ничего не продала, хранила их как сокровища, оставшиеся ей от любви великого художника. В 57-м году она передала все свое собрание нам. Между нами, на такие жесты только женщины-художники способны».

В экспозиции представлен портрет Габриэлы Мюнтер, написанный Василием Кандинским, рядом с ним – портрет Кандинского кисти Мюнтер. Кандинский учился у Антона Ашбаха, Мюнтер – у Кандинского. Ездила с ним на пленэр, и это запечатлено на его этюдах. В поисках подходящей натуры вместе они набрели на местечко Мурнау. Мюнтер по настоянию Кандинского купила здесь дом, который все до сих пор называют «русским», и на этой натуре – горы, домики – они начали движение от натуры к абстракции. Кандинский, писавший древнерусские сцены а ля Васнецов, импрессионистические пляжи, красно-зеленый интерьер а ля Матисс, в Мурнау становится оригинальным художником, автором впечатлений, импровизаций и композиций. По впечатлениям от поездки в Тунис пишет абстракцию «Восточное», по впечатлениям от концерта Шенберга - абстракцию «Концерт».

«Любая картина Кандинского - пиршество для глаз, не только для специалиста, – говорит куратор выставки Наталья Автономова. – Это удивительные картины, удивительно ритмичные. Удивительно музыкальные».

Наталья Автономова устраивала масштабную ретроспективу Кандинского в 89-м году. Знает, как это сложно - собрать по разным коллекциям шедевры признанного в Европе русского художника. Шанс, подаренный московским зрителям выставкой из коллекции Ленбаххауза, неоценим – такого полного представления об экспрессионизме иначе не получить. Здесь можно увидеть не только Кандинского в развитии, но и контекст этого развития – лучшие работы его единомышленников. «Мы оба любили синее. Марк – лошадей, я – всадников», - так Кандинский вспоминал как они с Францем Марком за чашкой кофе придумали группу «Синий всадник». Эти почти хрестоматийные шедевры хранятся в Мюнхене на вилле Франца Ленбаха, влиятельного портретиста начла ХХ века, писавшего и Отто фон Бисмарка, и юную Пегги Гуггенхайм. Сегодня вилла Ленбаха на реконструкции по проекту Нормана Фостера, а сокровища Ленбаххауза – в гастрольном туре. И то, что в Москве они оказались к столетию основания группы «Синий всадник» – совпадение из счастливых.