24.04.2013 | 11:05

Один день из жизни известного дирижера

Маэстро Валерий Гергиев в этом году готовится отметить сразу несколько юбилеев – 60-й день рождения, 35 лет со дня дебюта на сцене Мариинского театра и 25 лет, как он возглавляет Мариинку. Под этим известным во всем мире брендом Гергиев собрал лучших певцов, танцоров и музыкантов. Второго мая, в свой день рождения, он получит, пожалуй, самый ценный подарок – новую сцену Мариинского театра. Сразу после открытия «Мариинки-2» у известного дирижера по плану Пасхальный фестиваль и по несколько концертов в день в разных городах. Такой график для Валерия Гергиева уже давно стал нормой. За обычным рабочим днем маэстро в Петербурге наблюдала съемочная группа «Новостей культуры».

За полчаса до концерта все еще непонятно, кто встанет за дирижерский пульт: Гергиев в это время летел с гастролей из Рима. У гримерной дежурят французские журналисты – несколько парижских изданий хотят посвятить ему развороты, фотограф Влада Красильникова знает, что будет снимать: прежде всего, руки – главное для дирижера, но вот только как поймать его самого.

«Показать нашей французской публике, как работает он со своим театром на своей земле, но так получилось, что работает он 24 часа в сутки, пока нам очень тяжело с ними связаться», – говорит Влада Красильникова.

В концертном зале Валерий Гергиев появился за десять минут до начала – с самолета, уставший, с января он уже дал 62 выступления, каждый год – 30 стран и 300 концертов. В тот вечер Петербург готовился к «Парсифалю» – испытание для зрителей и оркестра, три действия, пять с половиной часов, выдерживают не все, спектакль идет до половины первого ночи, но главного вагнеровского дирижера страны даже заполночь долго не отпускают со сцены.

Так и не успев накануне сделать ни кадра – французские журналисты утром уже у служебного входа на историческую Мариинскую сцену. Откуда именно войдет Гергиев – в театре до последнего не знает никто. Про него здесь все говорят – стремительный, режиссеры и балетные его называют «маэстро», оперные и музыканты – «шеф». Откуда он появился, так и не известно, но пять часов Валерий Гергиев потом просидел в этом репетиционном классе.

На кастинг в Мариинский пришли 33 валторниста, прослушивание музыкантов – каждый день по одной специальности. Гергиев лично слушает всех, но кто попадет в состав – совещание тут же, за закрытыми дверями. Новых музыкантов будет как минимум 70 – штат Мариинского театра после открытия новой сцены увеличится вообще на тысячу человек. В приемной его уже ждет Джек Даймонд – архитектор «Мариинки-2».

Встреча тоже не для прессы, но потом Гергиев все же нашел пять минут на интервью – разговор только о том, что волнует его в эти дни больше всего – новая сцена Мариинского театра.

«Наш технический комплекс, наконец-то, будет стоять на одном уровне, как минимум, а, может, даже превосходить все образцы, которые сегодня существуют в мире, – гвоорит Валерий Гергиев. – Вот это для нас огромная эволюция, может, даже, революция. Я повторяю, мирная, но очень расширяющая возможности творческие возможности этого гигантского театра, знаменитого на весь мир. Своими творческими и своими, если хотите, золотыми традициями и творческими возможностями и достижениями».

Из исторического здания – снова в концертный зал, здесь на репетиции уже ждал Денис Мацуев, Гергиев, как только вошел, попросил музыкантов – обувью не скрипеть, на стульях не двигаться – зал акустически совершенен, от пола отражается любой звук. Вечером не просто фестиваль Лики пианизма – прямо во время концерта запись для лейбла Мариинский. Мацуев с Гергиевым переиграл 23 фортепианных концерта, но каждый выход на сцену с ним все равно ни на что не похож.

«Искусство Гергиева заключается в том, что у него уникальное чувство предвидения, предсказания, – говорит Денис Мацуев. – Но, в первую очередь, это способность предвидеть движение солиста в его интерпретации, потому что свобода рождается на сцене именно в сиюминутные моменты, которые очень сложно предсказать во время репетиции».

Один из самых популярных в мире – первый концерт Чайковского, специально для этого диска будет записан и второй. Фотограф Влада наконец-то выдохнула – сняла те кадры, за которыми летела в Петербург из Парижа.

«Маэстро – супер, просто маэстро века, гений, – говорит фотограф. – Такое удовольствие его снимать! Какой артист, какой гений – работает 24 часа в сутки, в такой форме, столько адреналина».

После Петербурга у Гергиева Оман и Голландия, гастроли с театром, оркестром, но потом дома задержится – в начале мая открытие новой сцены, гала-концерт, и какой тогда будет ритм даже трудно представить.

Новости культуры