23.04.2013 | 19:32

Михаил Нестеров. В поисках своей России

Третьяковская галерея представила сегодня один из самых масштабных проектов сезона. Выставка "Михаил Нестеров. В поисках своей России" посвящена 150-летию со дня рождения художника. Около трех сотен произведений собирали по музеям России, Украины, Белоруссии, и по частным коллекциям. Таким же собирателем выступил и сам Нестеров – чтобы создать новое религиозное искусство, мастер объединял приемы многих школ: от итальянского Ренессанса до французского символизма. Рассказывают "Новости культуры".

Масштабный выставочный проект в Третьяковской галерее – дань памяти великому русскому художнику. Но не только. 150-летие Михаила Нестерова для Третьяковки – особая дата. Когда-то Павел Третьяков противопоставил свое слово тогдашнему художественному сообществу. Не было практически ни одного критика, который бы не отговаривал Третьякова приобретать картины молодого и мало кому тогда известного Нестерова. Первой картиной, приобретенной Третьяковым, стал "Пустынник". Эта картины была принято благосклонно, зато уже следующая, считающаяся сегдня программным произведением, была воспринята всеми в штыки.

"Старшие друзья, старшие передвижники уже не приняли, критиковали резко и много за эту картину. Тем не менее, Третьяков, выслушав все эти нападки на Нестерова, сказал: "Выслушав вас, я поступил бы точно так же, если бы не купил до того, до нашего разговора, эту картину, то непременно бы купил эту картину после нашего разговора", – рассказывает куратор выставки Галина Чурак.

К юбилейной выставке картину снабдили антибликовым стеклом. Кроме того, зрители впеврые смогут увидеть, как рождалось знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею". Здесь можно увидеть портрет девочки, которая и послужила моделью для юного Сергия Радонежского. Третьяковская галерея собрала в одном выставочном пространстве не только самые известные полотна. Из запасников извлечены и отреставрирвоаны произведения, никогда ранее не выставлявшиеся, как, например, "Голгофа", написанная Нестеровым в 1900 году. Год назад одна из внучек художника передала в дар Третьяковской галерее несколько картин. На одной из них изображена дочь художнкиа Ольга, та самая Амазонка со знаменитой картины, находящейся в собрании Русского музея. В 1938 году, рассказывает внучка Нестерова Мария Титова, она была арестова и сослана в Казахстан. О том, что пережил художник в те дни, он пишет в своих письмах, которые также выставлены в Третьяковке. 

"Причем он пишет иносказательно, не рассписывая подробно, потому что, вы сами понимаете, надо было писать очень завуалированно. Но жизнь его и лицо очень резко изменилось, он стал глубоким стариком после всего случившегося в 1938 году", – заверяет Мария Титова.

Зрители впервые смогут увидеть неизвестного Михаила Нестерова. Сотни эскизов к его росписям храмов. Мозаичный крест для надгробия Столыпину в Киеве, который так никогда и не был установлен. Картины, написанные после 1917 года. Многие из них Нестеров датировал дореволюционными годами, опасаясь гонений.

"Какие-то есть национальные черты в его пейзажах, которые трогают душу нашу таким неожиданным образом. Выставка Левитана это показала – какой был успех, хотя, казалось бы, были одни пейзажи. Значит, есть потребность в обществе. Вот выставка Нестерова, она тоже на какие-то вопросы должна отвечать сегодня", – заверяет генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Масштабный выставочный проект – лишь вершина айсберга под названием 150-летие Михаила Нестерова. Раз в 25 лет появляется новое поколение зрителей, которому нужно по-новому рассказывать о художнике. И делает это новое поколение искусствоведов. Третьяковка подготовила ряд мультимедийных изданий и также продлила время работы выставки по четвергам до поздней ночи – специально для того, чтобы как можно большее количество зрителей смогло посетить выставку.

Новости культуры