04.10.2011 | 19:43

Новый экспонат в экспозиции Третьяковской галереи

Постоянная экспозиция Третьяковской галереи на Крымском валу стала богаче на один экспонат. Он один занимает целую комнату. Это реконструкция интерьера под названием «Рабочий клуб». Автор проекта – знаменитый художник, один из родоначальников отечественного дизайна – Александр Родченко. Его работа для Советского павильона получила серебряную медаль на парижской выставке 1925 года. Но в России «Рабочий клуб» ранее никогда не выставляли. В 2008 году немецкие специалисты воссоздали интерьер для выставки в Баден-Бадене, и затем подарили его Третьяковке за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в крупнейших музеях Европы в 2008–2009 годах. Рассказывают «Новости культуры».

«Рабочий клуб» был создан специально для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В 25-м, по завершению выставки, «Рабочий клуб» от одной коммунистической партии, советской, перешел во владение другой – французской. Как члены партии распорядились этой комнатой-трансформером неизвестно. Зато благодаря немецким специалистам теперь известно, каким он был.

«Мы рискнули в состав нашей постоянной экспозиции вводить реконструкции и реконструкция клуба Родченко – это как раз тот самый повод для серьезного разговора, для беседы и некого познания, – говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – Это задача, которую мы ставим перед собой дать нашему зрителю полное представление о каких- то явлениях очень важных художественных».

Идея Родченко заключалась в том, чтобы создать многофункциональный клуб, место встречи, отдыха и просвещения пролетариев. Изначальный проект был меньше, чем его реконструкция. Но скудные квадратные метры не стали помехой для Родченко, скорее – источником вдохновения.

В экспозиции также представлен весьма своеобразный, то ли фотоальбом, то ли стенд в стиле конструктивизма. Фотографии для реконструкции подбирал внук Родченко – Александр Лаврентьев.

«Они размещаются на гранях, грани вращаются и их можно снимать и менять, и вот – три барабана, на каждом сменная экспозиция», рассказывает куратор проекта Татьяна Горячева.

Еще одно ноу-хау Родченко – шахматная доска-трансформер. Для ленивых и вдумчивых пролетариев.

«Сидят два игрока: у этого черные, у этого белые – они заканчивают игру и меняются местами, переворачивая эту доску», – рассказывает Татьяна Горячева.

Какого цвета был «Рабочий клуб» Родченко – неизвестно. Поэтому немецкие специалисты выбрали цвет, следуя прямой логике.

Дополнением к «Рабочей комнате» стала выставка фотографий, сделанных Родченко из частного собрания. Здесь знаменитая фотосессия Маяковского и его музы Лили Брик и раритетные снимки, которые ранее не экспонировались.