05.10.2011 | 10:23

Российская академия художеств представляет выставку, посвященную столетию династии Чернышевых-Горских

«Московская школа живописи» – определение не географическое, а мировоззренческое. Понять, в чем суть этого термина, поможет выставка в залах Российской Академии художеств. Экспозицию, посвященную 100-летию династии московских живописцев Чернышевых-Горских составили работы трех поколений мастеров, а название ей дали слова Николая Чернышева-старшего: «Смотреть на цветок и видеть Вселенную». Рассказывают «Новости культуры».

«Смотреть на цветок и видеть вселенную…» – это не просто название выставки, это жизненное кредо основателя династии, Николая Чернышева-старшего. Художника не стало в 73-м, когда его внуку было всего девять лет. Николай Горский-Чернышев пошел по стопам деда и отца, начал рисовать, сохраняя верность художественным традициям семьи. В жизни он всегда руководствуется правилом, о котором говорил еще Чернышев-старший – видеть великое даже в малом.

«Вроде бы, совершенно банальные сцены, но он так мог одухотворенно их раскрыть, так поэтично подойти к этому, поэтому я думаю, что они и называются в нашем уже современном искусстве – «Чернышевскими образами», – говорит художник.

Николай Чернышев-младший бережно хранит детские воспоминания, запечатлевая на холстах интерьеры родного дома и пейзажи окрестностей, знакомых с ранних лет. Многие картины художник написал под впечатлением путешествий по святым местам. Его героями становятся простые деревенские люди, монахи, которые живут вдали от городской суеты. В основе работы «Древо Креста Христова» – легенда, которую художник услышал в древнем монастыре, в Иерусалиме.

«Вы видите, на этой работе изображено Древо, – рассказывает Николай Горский-Чернышев. – Оно посажено в память того самого древа, которое было срублено и стало основой, на которой был распят Христос».

На выставке представлены и работы родителей Николая Горского-Чернышева. Екатерина Чернышева – признанный мастер детского портрета. Детские образы художница вписывает в естественную для них среду, уделяя большое внимание деталям.

Ее супруг – Андрей Горский, принадлежит к старшему поколению московских жипописцев-реалистов. Его тема – история России, запечатленная в старой архитектуре. И это тоже способ увидеть большое в малом.