05.10.2011 | 10:34

С чего начинается "Большая опера"?

Все готово к грандиозному проекту нашего канала «Большая опера». На участие в нем подали заявки сотни молодых вокалистов. Прослушивания проводило жюри, в которое вошли ведущие мастера отечественной музыкальной культуры. На «Мосфильме», в павильонах которого проходит творческое состязание, побывал корреспондент «Новостей культуры».

Седьмой павильон Мосфильма. Здесь начинается «Большая опера» – проект телеканала «Культура». На конкурс Молодых оперных певцов заявки принимались и от профессиональных вокалистов, и от любителей. Но заявить о себе решились в основном дипломированные певцы – на отборочных турах студенты и выпускники Консерваторий состязались с солистами ведущих театров страны.

«Голосистые ребята с хорошим оперным посылом, никакого оперного шептания, никакого сюсюканья – это оперное пение, которое я обожаю!», – говорит член жюри конкурса Тамара Синявская.

Из тысячи соискателей – столько пришло заявок на участие в конкурсе, учрежденном телеканалом «Культура» – после прослушиваний судьи оставили 16 певцов.

«У меня редкий голос – контральто и я хочу, чтобы люди узнали, что бывают такие голоса», – говорит конкурсантка Александра Чухина.

Участники проекта «Большая опера» на съемочной площадке с утра до поздней ночи. Распеваются, гримируются, привыкают к сцене. Конкурсанты – оперные исполнители и среди них есть те, кто впервые работают с микрофонами. В помощь – своеобразные мастер-классы с режиссером, дирижером – за пультом Феликс Коробов.

«Очень хочется, чтобы выступили по максимальным возможностям на сегодняшний день, – говорит Коробов. – Чтобы видели голоса, сердца, души, глаза – это главное для меня».

Сценическое пространство – в стилистике современных западных шоу. Акценты на свет и костюмы. Кстати, наряды для конкурсантов придумывали и шили специально. У Егора Прокопьева ария из «Севильского цирюльника» Россини. После работы со стилистами и дизайнерами проекта «Большая опера» его Дон Базилио получил вот такое неожиданное воплощение. Единственный аксессуар здесь не от стилистов – серьга в ухе героя – это уже экспромт вокалиста.

«Дон Базилио настолько погряз в штампах, что это старичок вредный, противный, а ведь поем о вечных ценностях, и он может быть молодым, современным», – рассказывает конкурсант.

Лариса Андреева репетирует Кармен. У солистки театра Станиславского и Немировича Данченко цыганская песня давно в репертуаре. Как оказалось, на конкурсе «Большая опера» выступить с одним номером порой сложнее, чем сыграть спектакль – работать приходится не только на зрителя, но и на камеры – на съемочной площадке их больше десяти.

«Здесь немножко едет камера, то, что нужно смотреть не на жюри, а в бок, все странно», – говорит Лариса Андреева.

Для членов жюри, которое возглавляет Елена Образцова, специальные места. Своеобразная смотровая площадка, с которой открывается вся панорама сцены. Голосование открытое.

«Мы ищем индивидуальности, которых сейчас очень мало, чтобы через голос, музыку они рассказали все, что думают о любви, музыке, природе, страсти», – говорит Елена Образцова.

Оценивать будут и вокальную технику, и актерское мастерство.

«Плюс к этому я могу оценить драматургию, драматизм. Дай Бог буду полезен», – говорит член жюри конкурса режиссер Владимир Хотиненко.

В жизни оперной певицы Вероники Джиоевой были десять международных конкурсов, работа в Большом, Мариинском, Новосибирском театрах. Ей посвящен даже фильм. Но когда она узнала о конкурсе «Большая опера» телеканала «Культура», решила вновь почувствовать себя конкурсанткой. И сделать посвящение – арию Русалки спеть для дорогого ей человека.

Эти кадры зрители вряд ли увидят в телеверсии конкурса – от волнения опытные вокалисты заблудились на сцене. Впрочем, у них есть еще время привыкнуть. На телеканале «Культура» «Большая опера» начнется 9 октября. И среди этих конкурсантов будут те, кому вердикт судей изменит судьбу и откроет новые горизонты.

На нашем канале «Большая опера» стартует в воскресенье, 9 октября, в 19.55.