23.04.2013 | 12:43

Картине В.Васнецова "Богатыри" исполняется 115 лет

Мощной эпической песней России называют картину Виктора Васнецова "Богатыри". В творчестве художника она заняла главное место. От карандашного наброска до готового полотна прошли десятилетия. 23 апреля 1898 года, в Москве, в своей мастерской, Васнецов закончил работу над картиной. Почти сразу ее купил Павел Третьяков. «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Рассказывают «Новости культуры».

Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого хрестоматийного для русского искусства произведения. Виктор Васнецов установил своеобразный рекорд, работая над ним.

Больше 20 лет своей жизни Виктор Васнецов работает над картиной «Богатыри». Возможно, он посвятил бы этому произведению и всю свою жизнь, если бы однажды в мастерскую художника не пожаловал сам Павел Михайлович Третьяков. Он положил конец творческим мучениям художника, объявив, что покупает «Богатырей» для своей галереи.

В этом доме все спроектировано руками самого Виктора Васнецова. Даже работая над другими произведениями, Васнецов периодически возвращался к своим «Богатырям». Известно, что недописанный холст он брал с собою в Киев, когда расписывал там Владимирский собор. У Павла Третьякова в коллекции к тому моменту уже имелись другие работы художника, но развешаны были вразнобой, даже где-то над лестницей. После приобретения «Богатырей» Васнецову в Третьяковке выделили отдельный зал.

«Вот здесь главная идея – защитники родины, стоящие на заставе богатыри, – рассказывает научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Элеонора Пастон. – Этот образ великого Стояния, защита отечества – владел Васнецовым в первую очередь, когда он вынашивал этот замысел».

Первый живописный эскиз «Богатырей» Васнецов написал в начале 70-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Считается, что в образе Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Больше всего споров вокруг Ильи Муромца. Из летописей известно, что богатырь с таким именем на склоне лет принял монашеский постриг и свою жизнь окончил в Киево-Печерской лавре, где и сегодня можно увидеть раку с его мощами – Илья Муромец причислен к лику святых. Но тот ли это самый Илья или другой – доподлинно не известно. Зато совершенно точно, что для портрета Алеши Поповича позировал один из сыновей мецената Саввы Мамонтова.

«Всеволод Саввич писал в своих воспоминаниях, что братья очень завидовали ему, что он занят такой серьезной работой, как позирование для художника, и что он войдет в монументальное полотно, – говорит Элеонора Пастон. – Из конюшни Мамонтова подводили лошадей, и он писал их помногу, подолгу».

Образ, знакомый с детства уже нескольким поколениям, давно стал частью фольклора, породил множество анекдотов, был растиражирован миллионами экземпляров. Для искусствоведов же это не просто «картиночка из школьного учебника», а одно из программных произведений Васнецова, создавшего национально-романтическое направление в русском искусстве.

Новости культуры