23.04.2013 | 10:15

В Третьяковке все готово к выставке «Михаил Нестеров. В поисках своей России»

В Третьяковской галерее всё готово к открытию одной из самых масштабных и интересных выставок года - «Михаил Нестеров. В поисках своей России». В экспозицию вошли около 300 произведений мастера из музеев России, Украины, Беларуси, в том числе и из частных коллекций. Многие экспонаты были специально отреставрированы для этого проекта и станут открытием не только для широкой публики, но и для специалистов. В залах Третьяковки на Крымском валу уже побывали «Новости культуры». 

Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого хрестоматийного для русского искусства произведения. Виктор Васнецов установил своеобразный рекорд, работая над ним.

Больше 20 лет своей жизни Виктор Васнецов работает над картиной «Богатыри». Возможно, он посвятил бы этому произведению и всю свою жизнь, если бы однажды, в мастерскую художника, не пожаловал сам Павел Михайлович Третьяков. Он положил конец творческим мучениям художника, объявив, что покупает «Богатырей» для своей галереи.

В этом доме все спроектировано руками самого Виктора Васнецова. Даже работая над другими произведениями, Васнецов периодически возвращался к своим «Богатырям». Известно, что недописанный холст он брал с собою в Киев, когда расписывал там Владимирский собор. У Павла Третьякова в коллекции к тому моменту уже имелись другие работы художника, но развешаны были вразнобой, даже где-то над лестницей. После приобретения «Богатырей» Васнецову в Третьяковке выделили отдельный зал.

«Вот здесь главная идея – защитники родины, стоящие на заставе богатыри. Этот образ великого стояния, защита Отечества – владели Васнецовым, в первую очередь, когда он вынашивал этот замысел», - рассказывает научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

Первый живописный эскиз «Богатырей» Васнецов написал в начале 70-х в Париже, в мастерской своего друга Василия Паленова. Считается, что в образе Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя. Больше всего споров вокруг Ильи Муромца. Из летописей известно, что богатырь с таким именем на склоне лет принял монашеский постриг и свою жизнь окончил в Киево-Печерской лавре, где и сегодня можно увидеть раку с его мощами – Илья Муромец причислен к лику святых. Но тот ли это самый Илья или другой – доподлинно неизвестно. Зато совершенно точно, что для портрета Алеши Поповича позировал один из сыновей мецената Саввы Мамонтова.

«Всеволод Саввич писал в своих воспоминаниях, что братья очень завидовали ему, что он занят такой серьезной работой, как позирование для художника, и что он войдет в монументальное полотно. Из конюшни Мамонтова подводили лошадей, и он писал их помногу, подолгу», - отмечает Элеонора Пастон.

Образ, знакомый с детства уже нескольким поколениям, давно стал частью фольклора, породил множество анекдотов, был растиражирован миллионами экземпляров. Для искусствоведов же это не просто «картиночка из школьного учебника», а одно из программных произведений Васнецова, создавшего национально-романтическое направление в русском искусстве.

Новости культуры