22.04.2013 | 10:03

Валерий Усков отмечает 80-летие

Известный режиссер и сценарист Валерий Усков долгие годы работал в паре с двоюродным братом – Владимиром Краснопольским. Только в последнее время стали работать самостоятельно. Усков шутит – несолидно уже в их возрасте вдвоем толкаться у камеры. Краснопольский снял сериал о Мессинге, Усков – «На солнечной стороне улицы». Но в титрах каждого – по-прежнему две фамилии. Валерий Иванович попробовал себя и в телевизионном детективе, мечтает о мюзикле. Работать готов по 20 часов в сутки. К возрасту, а сегодня Валерию Ускову – 80, относится философски. Рассказывают «Новости культуры».

Такой редкий случай – в титрах сразу два режиссера. Краснопольский, Усков. В алфавитном порядке, так привыкли еще в школе. Они вместе с рождения. Кузены, две половины одной творческой единицы. Детский кукольный театр, учеба во ВГИКЕ, соавторство во всех проектах. Все пополам. Почти все.

«Он играл всегда положительных героев, а мне давали отрицательных, – вспоминает Валерий Усков. – Мне было, конечно, обидно. Как ему было обидно, что на мой день рождения 22 апреля всегда вешают красные флаги – день рождения Ленина, а на его день рождения – 14 июня – ничего не вешают».

Но в остальном – настоящая идиллия. Их курсовую работу показывали в кино. «Тени на тротуарах» – документалка о тех, с кем борются дружинники. По первому образованию Усков – журналист. Так что героев для ленты искали по-репортерски, даже ночных бабочек.

«Ходили по скверам, сидит девушка одна – подсаживались к ней: "Кого вы ждете? Что делаете вечерами? Как живете?” С трудом одну нашли», – вспоминает Валерий Усков.

Сразу после премьеры режиссеры ленты о правосудии – сами оказались в милиции. Срывали свою афишу, их взяли с поличным. Вот она – улика. В этом году ей 53 года. Феномен долголетия творческого тандема коллеги объясняют разделением труда. Краснопольский больше работает с камерой, Усков – с актерами. Системный эффект.

«На площадке если Краснопольский такой тяжелый, мрачный и малоулыбчивый сидит такой тяжелой фигурой, то этот как чертик мотается, – рассказывает сценарист, кинорежиссер Виктор Мережко. – Он кричит, он мешает. И когда Володя Краснопольский начинает что-то ему мрачно говорить – ну подожди, дай мне сказать, дай мне. Он сам актер».

Актерский состав всегда был их сильной стороной. Выбирали не по типажу – по нутру. Светлане Светличной – сразу после успеха в «Бриллиантовой руке» – предложили совсем другой образ. Глубокая, околдовывающая, трагичная. Сегодня актриса признается, за ее карьеру роль никогда не была так близка к ее собственному характеру.

«Ведьма. Простая советская ведьма, – говорит Светлана Светличная. – Ведьма – ну что, приятно. Она заметная, она интересная, и она желанная».

Еще одна особенность – Краснопольский и Усков на актеров не давят. По-настоящему ценят инициативу артистов.

«Там всегда было покойно. Там всегда было творчество в павильоне, – рассказывает Светлана Светличная. – Там всегда еще была в результате радость. Вот вы отснялись – сыграла, да, вот эту сцену. А еще если один похвалит и второй кивнет – то все».

Особый дар режиссерского дуэта – чувствовать зрителя – заметили и в Голливуде. Своего «Ермака» Краснопольский и Усков должны были делать со знаменитым продюсером Дино Де Лаурентисом.

«Он нам предложил Шварценеггера, – вспоминает Валерий Усков. – Передал сценарий, Шварценеггер согласился сниматься за половину гонорара, чтобы сниматься в России».

Но «фабрика грез» потребовала – история будет счастливой, Ермак не должен умереть. ВГИКовцы на это пойти не могли.

«Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Ермак» – киноэпопеи, саги, представляющие человека на фоне эпохи. Вдвоем Усков и Краснопольский создали традицию отечественных сериалов. Доказали, телевизионное кино может быть классикой. Десятки картин, сотни серий, тысячи персонажей, созданные двумя режиссерами. Продолжение следует.

К 80-летию Валерия Ускова смотрите на нашем канале сегодня в 11.15 первую серию художественного фильма «Ермак». По ее окончании – программу «Линия жизни».

Новости культуры