06.10.2011 | 16:31

Лучшие российские вузы – в хвосте мирового рейтинга

Опубликован рейтинг лучших университетов мира. World University Rankings оценивало ВУЗы по шести показателям - академическая репутация, отношение работодателей к выпускникам, уровень цитируемости публикаций сотрудников, соотношение числа студентов и преподавателей, а также число иностранных учащихся и педагогов. Первое место было отдано Кембриджскому университету, второе - Гарварду. МГУ имени Ломоносова оказался лишь на 112 позиции, а Санкт-Петербургский госуниверситет еще ниже – на 251. Его соседями стали чилийский и испанский ВУЗы. В чем причина столь невысокого рейтинга лучших российских научно-образовательных центров? – выясняли «Новости культуры».

Получить очередной удар по самолюбию российские университеты ожидали. Вряд ли кто надеялся, что произойдет чудо, и Кембридж с Оксфордом уступят первые строчки МГУ или МГТУ имени Баумана в международной табели о рангах. И, тем не менее, надежда умирает последней. Ректор МГУ Виктор Садовничий год назад встречался с лондонскими составителями того самого рейтинга, в котором МГУ стабильно занимает позицию аутсайдера, но никаких изменений. Ни МГУ, ни Россию в целом такая позиция не устраивает. Все чаще звучат призывы пересмотреть критерии определения рейтингов.

«С моей точки зрения, было бы очень значимо, если бы Россия смогла в этом отношении тоже высказываться как-то. То есть участвовать в формировании тех критериев, по которым строятся рейтинги. Сейчас по факту этим заправляют англо-саксонские товарищи», - говорит доктор физико-математических наук профессор мехмата МГУ имени М. Ломоносова Андрей Райгородский.

Критерии давно известны: количество нобелевских лауреатов в ВУЗе, индекс цитируемости в англоязычных научных журналах, количество студентов на одного преподавателя и насколько удачно дальнейшее трудоустройство. Но не все эти критерии корректны по отношению к России. Не все русские профессора свободно пишут по-английски, а нобелевские премии одно время Советскому Союзу не присуждали по политическим мотивам. Но западные рейтинговые компании не будут менять критерии оценки специально под каждую страну. Если Россия хочет играть по правилам, которые диктует Запад, придется научиться производить качественный образовательный фаст-фуд. Цена вопроса – тысячи платежеспособных иностранных студентов, которые ежегодно выбирают ВУЗ, ориентируясь на рейтинги.

«Я не очень понимаю, когда в России говорят, что здесь дают образование с большой буквы. В моем понимании - цель образования – поставлять обществу специалистов, которые ему нужны. Поэтому, я бы не сказал, что это коммерциализация, это скорее фокус на то, какого результата мы хотим достичь», - поясняет свою позицию руководитель образовательных проектов Британского Совета в России Кристиан Данкамб.
.
«Можно долго сутяжничать о том, присвоятся ли баллы к рейтингу ВУЗа за того или другого нобелевского российского лауреата – правда, пятидесятилетней давности – но речь о сегодняшних научных исследованиях и о том, насколько эти исследования используются в образовательных программах, где работают выпускники, сколько они получают? И тут мы отстаем, реально отстаем», - отмечает директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.

Два года назад был создан российский рейтинг РЕЙтОР, в котором на первых местах оказались наши университеты, то есть он грешил тем же, чем иностранные рейтинги: что в китайском побеждают китайцы, а в английском – англичане. Многие аналитики склонны считать, что дело тут вовсе не в университетах. Проблема заключается в самих рейтингах. Ни для кого не секрет, что в западных рейтинговых агентствах неофициально существуют расценки – хочешь быть первым – плати.

«То, как сейчас эти рейтинги делаются, – собирается первичный материал, проводятся расчеты, – говорит о том, что они недостаточно прозрачны. Я уже говорил, что Шанхайский рейтинг до сих пор не учитывает в полном объеме то количество нобелевских лауреатов, которые учились или работали на момент присуждения премии в Московском университете», - говорит директор института комплексных исследований образования МГУ Виктор Кружалин.

Возможно, России стоит пересмотреть стандарты образования, а, возможно, просто научиться не реагировать так остро на каждый иностранный рейтинг, который, по большому счету, всего лишь навигатор для студентов, а не черная метка для всей страны. Изолированность российских ВУЗов от международного образовательного пространства - объективная реальность, но не со знаком минус. Просто для многих иностранных студентов беспроводной Интернет в общежитиях не менее важен, чем традиции фундаментального образования, которыми так гордится Россия.