07.10.2011 | 10:27

В экспозицию Исторического музея вернулось одно из самых загадочных произведений Ильи Репина

В Государственном историческом музее представили отреставрированную картину Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие». На создание масштабного полотна художника вдохновил фрагмент поэмы Тараса Шевченко, посвященный гайдамацкому восстанию 1768-го года. В октябре 17-го года, став очевидцем «современного» жестокого бунта, художник пересмотрел первоначальный замысел. Почти век картина в критическом состоянии находилась в запасниках Исторического музея. Чтобы вернуть ее к жизни, реставраторам понадобилось четыре года. Рассказывают «Новости культуры».

«Гайдамаков» Репин переписывал бесконечно. Вдохновленный поэмой Шевченко, первую версию он сделал в 1898 году. В 1917-м – это уже другая картина.

«Он ее написал, потом начал переписывать, переделывать, – рассказывает искусствовед Лидия Иовлева. – Она у него была до самой смерти. Тридцать лет с лишним».

Репинские «Гайдамаки» заставили реставраторов поломать голову. Давно у них не было такой «больной» картины. Она почти полвека провела под профилактической заклейкой. Поздние слои отслаивались. Пришлось укреплять. Если бы их потеряли – картину надо было бы переписывать заново. Старый жутовый холст наклеили на новый – продублировали.

«Картина выглядит сзади как бы новой, но на самом деле, это способ сохранения авторского холста, позволяющий существовать полтора столетия», – говорит художник-реставратор Юрий Козак.

Лица персонажей реставраторы восстанавливали по раритетной открытке, изданной в 30-х – ее прислали из репинских «Пенатов».

«К сожалению, печать тридцатых не передает точно цвет авторского изображения, поэтому картинка отличается по цвету, – рассказывает реставратор. – Мы могли ориентироваться рисунком, но не цветом».

Мелкие утраты тонировали по всему полотну, подгоняли под репинские краски.

«Чтобы наши красочные слои были не видны, их приходилось месяцами высушивать, снова уточнять и высушивать», – говорит Козак.

Реставраторы восстановили позднего Репина, версию 17-ого года. Если внимательно присмотреться – под верхним слоем проступает второй.

«Он перенес сцену из пейзажа в интерьер, изменил положение фигур, создался эффект прозрачности живописи, когда обе композиции борются друг с другом», – рассказывает научный сотрудник Исторического музея Наталья Перевезенцева.

Спустя почти сто лет, «Гайдамаки» покинули хранилище и теперь их можно увидеть в постоянной экспозиции Исторического музея.