07.10.2011 | 10:41

"Новая опера" представляет "сказочную" премьеру одного из лучших сочинений Россини

«Новая опера» представляет первую премьеру сезона. «Золушка» Россини – пример рождения музыки из хаоса. Согласно легенде, композитор потратил на сочинение оперы 24 дня. Все это время не выходил из дома, зато пригласил своих друзей и потребовал от них… шуметь как можно громче. Правда, с тем же громом провалилась и премьера – певцы римского театра Валле слишком мало репетировали. В «Новой опере» репетиции «Золушки» длились больше года, а режиссером-постановщиком выступил главный художник театра Виктор Герасименко. Рассказывают «Новости культуры».

«Травиата», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник». В послужном списке сценографа Виктора Герасименко едва ли не все главные оперы мира. Но дебютировать в качестве режиссера он долго не решался. Пока, признается, не влюбился в музыку Россини из его «Золушки».

«У нас «Золушка» Россини в концертном исполнении была на «Крещенской неделе» в прошлом году, – говорит Герасименко. – Я послушал эту музыку, и мне очень понравилось. И вот с этого момента я заболел этой музыкой и начал работать».

За два века эта «Золушка» обошла все ведущие площадки мира, но в таком формате ее пока не ставили. За спиной артистов не просто видеопроекции – 3D-анимация. Опера Россини теперь не только комическая – по-настоящему сказочная. Три экрана декорации заменили, пространство для игры расширили и аудиторию. ЗD-формат как приманка не только для молодежи и для детей.

«Мы в 2011 году живем, и мы должны соответствовать той эстетике, в которой существует сегодня мир, – считает Герасименко. – Мир компьютеров, мир PSP, мир детский совершенно другой».

Процесс создания этого сказочного мира – как в кинематографе. Создание эскизов, их обработка с помощью технологии «видео-мэппинга». Такие проекции объемными предстают и без специальных очков.

«Мы с осени прошлого года начали плотно этим заниматься, – рассказывает графический дизайнер Екатерина Волкова. – Сначала конструировали декорации, делали их эскизы, потом в чертежном варианте, а потом непосредственно перешли к 3D-проекциям».

«Золушка» на сценах России и во всем мире – гостья нечастая. Все дело в сложности партий, особенно главной. Свою «золушку» ищет не только принц, все режиссеры мира. Меццо-сопрано, способных плести такие вокальные кружева, виртуозно, в стремительном ритме, можно по пальцам одной руки пересчитать.

«Новой опере» могли бы позавидовать лучшие труппы мира. На роль «Золушки» нашлись сразу три исполнительницы. В премьерном спектакле споет Виктория Яровая. В 2009-м она несколько месяцев обучалась в «Академиа Россиниана» на родине композитора в Пезаро. Брала уроки и у знаменитого Альберто Дзедды – «оракула» Россини, как его называют.

«Это стиль, которого у нас в России не хватает, – говорит Виктория Яровая. – А когда ты проходишь такую стажировку в Италии, на родине самого Россини – это большая удача».

Золушка здесь дерзкая, с характером, та, что способна сама свое счастье построить, не полагаясь на случай. Внешний вид – соответствующий. Виктор Герасименко в эту оперу вернул и башмачки, и карету, которых не было в опере Россини, но которые так привычны в восприятии образа Золушки. Вообще на сцене – полнейшая эклектика: все из разных эпох. Неизменной осталась только музыка.