19.04.2013 | 09:38

История российского дизайна упаковки на выставке в столице

Выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России» рассказывает о развитии русского графического и промышленного дизайна. Крепкий союз продукта и его упаковки хранит бесценные сведения о том, как и чем жил человек, что ценил, в чём радость находил. Коробки, банки, фантики, бутылки нам приходится выбрасывать, чтобы не захламлять жилище. Но выставка в Центральном Манеже подталкивает к тому, чтобы пару экземпляров нет-нет, да сохранить. В буквальном смысле – для потомков. Рассказывают «Новости культуры».

На выставке представлена упаковка печенья, изготовленная в конце XIX в. Она до сих пор сохранилась – а ведь эта пачка пережила две мировые войны.

«Люди, которые покупают дома, находят у себя в подвалах, на чердаках нераспечатанные вещи – эти коробки, – рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Например, идёт ремонт дома, жильцы которого когда-то думали – сейчас мы уедем, вернёмся, вскроем, и были целые продуктовые склады иногда закрытые».

В форме сундуков, домиков, с народными орнаментами, изображением великих полководцев – такими были упаковки до революции. Причём создавали их и художники с именем – например, Иван Билибин. Чёткие геометрические формы, шрифты без украшений – этот чертёжный гротеск циркулем и линейкой – создал Александр Родченко, Владимир Маяковский выступил копирайтером.

«Вот этот слоган – “Нигде кроме, как в Моссельпроме” – его сколько раз потом в рекламе использовали, – рассказывает куратор выставки Алена Сокольникова. – Удачные связки, где строки стихотворные становятся ещё и основой композиции. Задают горизонтальные блоки ритмов».

Еще были упаковки в стиле сталинского ампира, модернизма. А вот это действительно уникальная вещь – первая, как рассказывают на выставке, пивная банка в СССР. Накануне Олимпиады-80, вспоминает Кирилл Суханов, в то время сотрудник «Союзпродоформления», такой заказ поступил от министерства пищевой промышленности.

«Первоначально пиво называлось “Русское пиво”, это как-то раздражало и отвлекало, и министр не принимал, – вспоминает дизайнер. – Я назвал “Золотое кольцо”. Я продумал маршруты гостей олимпиады, что они будут посещать старинные города России и здесь родилось это название и, состоялась эта банка».

Здесь же пакеты, флаконы, упаковка для магнитной ленты – всё с главным символом Олимпады. Есть и коробки с изображением первых космических путешественников, исторической тематики, военной. Упаковки из-под духов и для даже для игрушек.

С экспонатами советскими и дореволюционными соседствуют современные. И, несмотря на сегодняшние технологии и возможности, дизайнеры, похоже, ностальгируют. К примеру, упаковка для муки, созданная уже в наше время, напоминает совсем другой набор, который можно было увидеть, пожалуй, на каждой кухне в СССР. Кстати, жестяные банки для той же муки использовали ещё до революции. В конце XIX века кондитеры даже указывали на своих упаковках, что в них можно хранить после того, как конфеты или печенье будут съедены.

Новости культуры