18.04.2013 | 16:07

В Москве стартовал Форум литературных музеев

В Москве стартовал Форум литературных музеев. В его программе - презентации актуальных проектов, дискуссии, лекции и обсуждения, которые объединяет общая тема: «Как выживать литературному музею в современном мире, привлекать новых посетителей и не быть скучным». Форум в статусе международного. В нем принимают участие представители Лондонского музея Диккенса, исследовательского центра Раскина в Ланкастере, Немецкого музея современной литературы. Рассказывают «Новости культуры». 

Как оживить литературный музей? Из места поклонения писателю сделать пространство общения с ним? Существующие несколько столетий литературные музеи сегодня на пороге трансформации.

«Если раньше писатель писал пером, и мы можем показать это перо, и показать рукопись, и объяснить как автор работал – вычеркивал, переписывал какие то слова. Сегодня любой писатель работает на компьютере. Мы больше не можем показать рукопись и правку», - отмечает кандидат исторических наук, директор Института культурной политики Михаил Гнедовский.

Что будут показывать читателям через 50 лет – компьютерные файлы авторов или же сами компьютеры – этот вопрос участники форума оставили на потом. Сегодня же рассмотрели возможность дополнительных услуг в музеях – мини библиотеки, мини выставки, мастер-классы, встречи с писателями.

«Функция литературного музея, как нам кажется, должна быть шире, чем просто музей, чем просто хранение. Это место для общения, место для интересных встреч, для новых открытий, новых знаний. Они могли бы стать новым центром городской жизни», - убеждена заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Екатерина Проничева.

В мире литературных музеев – самое время что-то менять – в этом участники форума единодушны. Опыт перемен из Лондона привезла Ниа Макинтош. Представила на форуме музей Чарльза Диккенса, который несколько месяцев был закрыт на реконструкцию. Как удержать посетителей, если двери музея закрыты, – об этом Ниа может говорить часами.

«Необходимо рассказывать людям о музее, использовать социальные сети, интернет-сообщества и постоянно держать людей в некотором напряжении, создавать интригу – выдавать по частям информацию о том, что происходит и будет происходить. Когда наш музей открылся, посетителей стало на 135 процентов больше, чем было до реконструкции», - уверяет руководитель по связям с общественностью Ниа Макинтош (Лондон).

Государственный музей Булгакова, который готовится к реконструкции, – один из самых посещаемых музеев столицы. В год он принимает около 40 тысяч посетителей. Несмотря на это, «нехорошую квартиру» решили усовершенствовать – превратить в современный музей международного уровня. Конкурс на разработку концепции выиграла студия итальянского архитектора Габриеля Филиппини. На форуме они представят результаты своей работы как один из примеров современного литературного музея.

«В большинстве литературных музеев мы довольно редко видим подлинники, гораздо чаще – копии. В литературных музеях хранятся хрупкие вещи – графика, фотографии. Надо искать какой-то новый облик литературного музея, который бы нас сегодня возвращал к подлинности, к настоящему», - говорит директор департамента Культурного наследия Министерства культуры России Наталья Самойленко.

Этот форум лишь наметит возможные пути музейной революции. Очевидно, что без новых технологий она невозможна.

Новости культуры