10.10.2011 | 10:04

"Золушка" Россини в первозданном звучании. Премьера в Театре "Новая опера"

Сегодня в столичной «Новой опере» – премьера. «Золушка» в 3D-формате – опера Россини получила неожиданное прочтение. Спектакль готовили больше года. Постановщики как будто решили не повторять ошибок римского Театре Валле, где в 1817-м году опера была поставлена впервые. Тогда артисты репетировали мало, и премьера с треском провалилась. Со временем репутация «Золушки» была восстановлена. Из-за сложности партий звучит опера не так часто, как хотелось бы. Тем привлекательнее она и для исполнителей, и для публики. Рассказывают «Новости культуры».

Опера в анимационном формате: именно такой предстает «Золушка» Россини в новой постановке. Не просто комическая – по-настоящему сказочная. Три экрана и видеопроекции на них практически полностью заменили декорации. Пространство для игры расширили: артисты не только на сцене, но и в виртуальном мире.

«Театру теперь не нужны богатые декорации и громадная работа для того, чтобы все это осуществить, – говорит критик Лейла Гучмазова. – То есть метаморфоза бедного театра – в компьютерную анимацию и в какие-то компьютерные штучки. Это дико интересно, мне кажется, это уместно».

Главный художник театра «Новая опера» Виктор Герасименко дебютирует как режиссер. «Золушка» в его трактовке – спектакль фантазийный. Главная героиня по-современному дерзкая. Вместо пышных кринолинов и высоких причесок вечернее платье и почти панковская стрижка. Костюмы других персонажей – полнейший разнобой эпох, стилей. Все – на откуп фантазии художника и режиссера.

«Костюм – это все равно сочетание внешнего и внутреннего, – рассказывает Герасименко. – Какая нагрузка ложится на образ, не только эпоху и соблюдать. Поэтому я их соединяю всегда, везде».

Сюжет «Золушки» Россини далеко ушел от сентиментальной мелодраматической легенды и сказки Шарля Перро. Оперу знаменитый итальянец писал прежде всего комическую – с необъятным простором для режиссерских и актерских шалостей. Создатели этого спектакля в озорстве себе тоже не отказали.

«Нужно найти какой-то баланс, чтобы публика поняла, и чтобы это никак не противоречило действию, – считает солист Алексей Татаринцев. – Каждая репетиция у нас была практически новая, потому что заканчивали на одном, приходили на следующий день – уже что-то появлялось другое».

Свою «Золушку» ищет не только принц, все режиссеры мира. Все дело в сложности партии. Меццо-сопрано, способных плести столь сложные вокальные кружева, виртуозно, в стремительном ритме, можно по пальцам пересчитать.

«Новой опере» могли бы позавидовать лучшие площадки мира. На роль «Золушки» в театре нашлись сразу три исполнительницы. В премьерном спектакле спела Виктория Яровая. В 2009-м она несколько месяцев обучалась в «Академиа Россиниана» на родине композитора в Пезаро. Брала уроки и у знаменитого Альберто Дзедды – «оракула» Россини.

«Моя Золушка – лирическая героиня, но с характером, – говорит Викторяи Яровая. – Я вообще считаю, что все героини Россини – и Розина, и Золушка, и Изабелла – они все такие дамы «с перчиком». Они все с характером, они не простые дамы».

«Золушка» обошла все ведущие площадки мира. Но Москва в последние десятилетия оперой Россини не избалована. Ее можно было увидеть во время исторических гастролей Ла Скала в 74-м. После было несколько концертных исполнений. И вот теперь знаменитая опера в афише столичного театра.

На премьерных показах зал полностью заполнен. Принимают с многочисленными аплодисментами – так, как и положено редкую гостью на российской сцене – «Золушку» Россини.

Читайте также: 

«Новая опера» представляет «сказочную» премьеру одного из лучших сочинений Россини