18.04.2013 | 12:59

Музей декоративно-прикладного и народного искусства приглашает на выставку балтийских художников

«Контрасты» – так называется новая выставка в Музее декоративно-прикладного и народного искусства. Художественные тенденции в области стекла представляют работы современных мастеров стран Балтии. Они смело выходят за границы привычного использования материала и демонстрируют богатую палитру техник и приёмов. В экспозиции представлены 150 арт-объектов: от камерной пластики до масштабных конструкций. Красоту прибалтийского стекла оценили корреспонденты «Новостей культуры».

Сами художники выставку называют неким отчетом перед российским зрителем. Стеклянная пластика встала в один ряд со станковыми видами искусства: скульптурой, живописью и графикой. В образах, созданных через формы и цвет, главным остается материал.

Мастера говорят, стекло подстать человеческому характеру – может быть и нежным, и грубым. Художник Иво Лилл нашел свои подходы к капризному материалу. В 60-х, когда направление арт-стекла только начинало развиваться, как вид искусства, Иво пробовал склеивать, резать, шлифовать и моделировать из него скульптуры. Коллеги по цеху поняли не сразу. Да и в наши дни работы, выполненные в такой технике – редкость.

«Новый стиль – минимализм, чтобы выразить только эмоции с очень примитивными формами, – поясняет художник Иво Лилл. – Все склеено из стекла».

Руководитель студии художественного стеклоделия в Паневежисе – Ремис Крюкас говорит, что со стеклом играет, а не работает. Игра происходит при температуре свыше тысячи градусов. Горячая технология требует особого мастерства. За один-два часа, пока материал наиболее пластичен, художник должен успеть создать то, что задумал.

«Это свободное формирование, без каких-то форм, – говорит Ремис Крюкас. – Стекло пластичное, и я играю, как вы видите, на этом произведении. Это что-то непонятное, это мое лицо».

Жена и коллега художника – Индре Стулгайте-Крюкиене, шутит, что сравнивать работы может только в весовом эквиваленте. Каждый из этих, кажущихся игрушечными, домиков весит больше шести килограммов. Композицию «дух дома» Индре начала создавать в 2010-м. И продолжает до сих пор.

«В одном доме живут горячие люди, энергичные, – говорит Индре Стулгайте-Крюкиене. – В другом – ничего не живет, и только какие-то воспоминания. Я хотела, чтобы сам зритель решил, что в этом доме живет. Какой мой дом – я еще не решила».

Хрупкая и утонченная художница Анда Мункевица для своих арт-обьектов использует листовое и блочное стекло.

«Весит оно около двухсот килограмм, я люблю делать отпечатки каких-то фактур и отливать форму, – поясняет Анда Мункевица. – Вот здесь – попала молния в дерево, это дерево, которое растет в моем саду».

Используя уникальное свойство материала художники создают особый – иллюзорный, но осязаемый мир из стекла.

Новости культуры