17.04.2013 | 16:35

Фильму "Асса" - 25 лет

Это фильм называли самым точным документом умонастроений времени, полным предчувствий и надежд. 25 лет назад в столице, в Доме культуры Московского электролампового завода, состоялась премьера картины "Асса". Смысл названия, ставшего паролем для целого поколения, до сих пор не могут объяснить и сами создатели ленты. Из множества версий самой достоверной можно считать и самую простую: это аббревиатура: "Автор Соловьев Сергей Александрович". Рассказывают "Новости культуры".

Премьера этого фильма могла бы собрать стадионы – показы "Ассы" в шутку сранивали с решающими чемпионатами страны по футболу. На экране, как на игровом поле, сошлись две "сборные" – два поколения. Капитаны команд  представители старой и новой формации: "хозяин жизни" и "неформал".

На показах в ДК МЭЛЗе, как и в самой "Ассе", подпольное, андеграундное вытесняло привычное, советское. Премьерные показы фильма называли первыми в СССР рейвами  заканчивались в полшестого утра. Отстояв километровую очередь под бдительным общественным контролем,  зритель попадал не просто на премьеру фильма, а на своеобразный арт-рок парад с концертами, перформансами, выставками и показами мод. Зрелище новое, непривычное для советской публики…

"Это была первая пиар-кампания кинематографа нашего, Соловьев тогда был председателем Союза кинематоргафистов, Госкино выделило ему денег, и это была большая подача, было много интервью и на радио, и на телевидении, много продукции. Вот у меня есть майка, которую я купила в обычном магазине", – замечает критик Алена Солнцева.

Такой пиар-кампании позавидовали бы даже в Голливуде. Почти месяц в Москве только о премьере "Ассы" и говорили. Это было время открытий. Для тысяч пришедших в ДК МЭЛЗ выставка "Новых художников", оформивших "Ассу", стала первым знакомством с современным искусством. 

"На 20-летие я стал искать, где все эти вещи, и большинство этих вещей в Русском музее. Так что вот такой путь – из ментовок, подвалов и загашников КГБ эти работы попали в Русский музей", – говорит режиссер Сергей Соловьев.

Работы Сергея Бугаева – исполнителя главной роли  теперь тоже хранятся в музеях. 25 лет назад жизнь художника, известного лишь в узких андеграундных кругах как Африка, сильно изменилась. Картина "Асса" принесла ему не только популярность, но и спасение  Бугаеву грозило тюремное заключение за тунеядство. Помог Соловьев.

"Он мне выдал справку о том, что я работаю, снимаюсь в его фильме в главной роли, после этого от меня отстали", – вспоминает актер.

На съемочной площадке Бугаев показал себя как настоящий труженник. Не только играл, но и писал монологи для своего героя. К 25-летию фильма Сергей Бугаев Африка готовит юбилейную выставку-посвящение поколению "Ассы"  безумным художникам, музыкантам и креативщикам, на которых возлагали большие надежды, а сегодня про многих спрашивают: "А где они сейчас?".

"Не скажу, что я сразу распознал в них мыльных пузырей. Но я с осторожностью отношусь к новому искусству, потому что очень легко затесаться мистификатору, человеку не от искусства, поэтому я и не думал, что это будут новые гении – Эрнсты Неизвестные", – говорит режиссер Станислав Говорухин.

"Асса" стала культовой лентой, флагманом андеграундных течений, предвестником перестройки. Сергей Соловьев не раз признавался: снимал кино про "здесь и сейчас". Но получился фильм на все времена. Актуальными кажутся и строки из финальной песни в исполнении Виктора Цоя.

Новости культуры