17.04.2013 | 15:43

"Образы Италии" на выставке в Москве

Пейзажи волшебной Венеции, Сицилии и Равенны, развалины Помпеев в центре Москвы. Новая выставка "Образы Италии", которая открылась в Галерее Зураба Церетели, посвящена одной из самых романтичных тем в истории отечественного искусства – заграничным путешествиям русских художников, скульпторов и архитекторов. Публика увидит архитектурную графику, живописные работы и рисунки лучших выпускников Императорской Академии художеств XVIII – первой половины XX веков. Рассказывают "Новости культуры".

Кому античный Рим, кому академическая Флоренция, а кому романтическая Венеция. В начале XVIII – первой половине ХХ веков Италия была обязательным местом паломничества русских художников. Начало этой традиции положил Петр Первый.

"Он послал первых художников и архитекторов стажироваться – это называется пенсионерство  в Италию. Начались реформы Петра Великого, изменилось все: жизнь, одежда, вкусы, и нужно было сформировать новое искусство", – поясняет вице-президент РАХ Дмитрий Швидковский.

С середины XVIII столетия пенсионерские поездки стали обыденностью для лучших выпускников Императорской Академии художеств. Средства на них тратились немалые, и художники должны были регулярно посылать в Россию отчеты об увиденном.

"Они попадали в Петербург, они выставлялись, и на некоторых лучших образцах учились студенты – уже будущие ученики, все прошедшие пенсионерские курсы, так скажем, становились преподавателями Академии и на своих уже образцах учили студентов", – рассказывает директор научно-исследовательского музея Российской академии художеств Санкт Петербурга Людмила Кондратенко.

Одна из задач пенсионеров  привезти из Италии точные копии шедевров "старых мастеров". Эталоном считались художники Высокого Возрождения  прежде всего, Рафаэль. Ценились и работы представителей болонской школы. "Святой евангелист Матфей" работы Шебанова выполнен с оригинала Гверчино. Часть выставки посвящена особой теме – проектам павильонов для международных выставок в Италии начала ХХ века. В 1911 году архитектор Владимир Щуко создал несколько павильонов в Риме и Турине.

"Проект действительно особенный, потому что он сделан в духе русского ампира, что замечательно, потому что так бывало – русские павильоны за границей сделаны были в русском стиле, а этот  исключение", – поясняет приглашеный профессор МАРХИ, искусствовед в области архитектуры Фредерика Росси (Италия).

Пастели Мыльникова, ксилогравюры Остроумовой-Лебедевой, офорты Фалилеева... За два с половиной века менялись манера, язык и взгляд, но неизменным оставалось одно: любовь русских художников к Италии, которую многие из них называли второй родиной. 

Новости культуры