16.04.2013 | 16:07

Снимается документальное кино… Мастер-классы Александра Гутмана, Сергея Дворцевого, Виктора Косаковского, Марины Разбежкиной

С 22 по 25 апреля в 22:15 в эфире телеканала «Россия К» – премьера цикла программ «Мастер-класс» в рубрике «Снимается документальное кино…». Известные российские режиссеры-документалисты – Александр Гутман, Сергей Дворцевой, Виктор Косаковский, Марина Разбежкина – делятся личным профессиональным опытом и секретами мастерства. По окончании их мастер-классов в 23:05 – документальные фильмы «Три дня и больше никогда», «В темноте», «Павел и Ляля. Иерусалимский романс» и «Просто жизнь».

Мастер-классы давно стали одной из самых распространенных форм общения маститых режиссеров, художников, актеров и тех, кто только начинает свой творческий путь.

«Мастер-класс» в рубрике «Снимается документальное кино…» (22 – 25 апреля, 22:15) – это четыре встречи с крупнейшими российскими режиссерами-документалистами, чьи имена сегодня являются критерием мастерства и профессионализма в документальном жанре. Это Виктор Косаковский, Сергей Дворцевой, Александр Гутман, Марина Разбежкина.

Каждый режиссер индивидуален, и каждый мастер-класс индивидуален. Цель – рассказать о своем творческом методе. Это не академическая лекция, это встреча тех, кто уже состоялся в документальном кино и тех, кто только желает связать свою творческую жизнь с этим жанром, а также с теми, кому интересен жанр документального кино. Поскольку любой мастер-класс предполагает активное общение с аудиторией, то аудитория является важной содержательной и структурной частью программы. В студии – студенты МГУ, ВГИКа, РГГУ, члены киноклубов.

Каждая программа начинается с того, что участники рассаживаются в студии, общаются, а режиссер со стороны наблюдает за ними. Ему важно понять, что за люди пришли послушать его, поучаствовать в беседе, важно рассмотреть их лица и понять настроение. Режиссеру-документалисту всегда интересны реальные люди, помещенные в реальные обстоятельства. После того, как участники мастер-класса занимают свои места, в студию входит режиссер, который заранее формулирует в одной фразе «формулу своей жизни в профессии», в процессе обсуждения смысл которой будет становиться для зрителей и участников все очевиднее. Демонстрация на экране фрагментов из авторских фильмов, на которые режиссеру хотелось бы обратить особое внимание – обязательный компонент программы. Важная часть – ответы на вопросы участников. Как снимается документальное кино? Может ли быть в документальном кино сценарий? Допустимо ли вторгаться в интимное пространство человека? Как расположить героя фильма к себе и нужно ли это? Где граница между реальностью и искусством в документальном кино?

Откроет цикл мастер-класс Александра Гутмана (22 апреля, 22:15) – одного из ведущих мастеров российского документального кино, кинорежиссера и оператора, сына фронтового оператора Ильи Гутмана. В кинематограф Александр Гутман пришел, имея за плечами диплом выпускника Политехнического института. После окончания ВГИКа сразу же начал работать в документальном кино. Как оператор снял более ста фильмов и сюжетов для киножурналов. Но широкую зрительскую известность ему принесли авторские картины. «Александр Гутман – один из целой плеяды замечательных мастеров российского документального кино, – рассказывает режиссер, сценарист и драматург Андрей Смирнов. – Говорить о нем можно долго, поскольку картин его превеликое множество. Он прошел все стадии, все виды работ в кинематографе. Один из немногих, кто по-настоящему владеет искусством документального кино. Его умение поймать в кадр реальную жизнь бесценно! У него есть блестящие фильмы, куда включены прекрасные куски настоящей жизни». В мастер-класс включены фрагменты фильмов Александра Гутмана «Русские ушли»; «Путешествие в юность»; «17 августа»; «Фрески», а также «Три дня и больше никогда» (22 апреля, 23:05). Фильм был показан в конкурсных программах 11 международных фестивалей и на открытии FIPA в Биаритце (1999). Мать осужденного на смерть убийцы приехала к сыну на три дня. Возможно, она не увидит его больше никогда…

«Сегодня человек, посвятивший себя документальному кино – это героический человек! Если не сказать святой!– считает российский актер театра и кино, народный артист РФ Валерий Баринов. – Заработков больших нет, известности практически тоже нет! Но нам все-таки сильно повезло, потому что есть в России еще несколько людей, которые отдали свой талант и свою жизнь этому жанру. Один из них кинорежиссер-документалист Сергей Дворцевой (23 апреля, 22:15). Этот человек снял не так много фильмов, насколько я знаю всего пять документальных и один художественный. Я искренне надеюсь, что он еще обязательно снимет. Просто в каждую ленту, в каждый проект, в каждое свое произведение он вкладывал кусочек своего сердца, погружался в тот мир, про который снимал. И он наверняка остался для него в памяти. А, может, даже каким-то маленьким шрамом на сердце. Только так делается настоящее искусство! Только так можно вызвать интерес у публики! Это безумно трудно. Встреча с ним, я надеюсь, доставит вам удовольствие. Смотрите его, и вы поймете и мое волнение, и сложность того положения, в котором я нахожусь. Как говорят: «Нет слов!» Есть одни мысли. И боль души, которую он во мне разбудил».

Включены фрагменты картин Сергея Дворцевого «Счастье», «Хлебный день», «Трасса». После мастер-класса в эфире – документальный фильм «В темноте» (23 апреля, 23:05). Пенсионер Иван Николаевич Скоробогатов – одинокий слепой старик, он плетет старомодные авоськи, которые затем раздает на улице первым встречным просто так, бесплатно. Живет он вместе с белой непоседливой кошкой, которая хоть и скрашивает его одиночество, но постоянно мешает старику – то бумаги рассыплет, то запутает клубки. А если никто не берет его авоськи, он горько плачет…

Также своими секретами мастерства поделится режиссер-документалист Виктор Косаковский (24 апреля, 22:15). «Документалист. Обязательно художник. Несомненно, личность. Житель Петербурга. Режиссер России. Человек мира. Сегодня я акцентирую внимание на этом имени, потому что у зрителей телеканала есть уникальная возможность встретиться с этим человеком, – говорит актер театра и кино Виктор Сухоруков. – Есть возможность услышать его, попытаться разобраться, понять, в хорошем смысле слова «обокрасть» его, вгрызться в его мысли, в его понимание мира, в его талант. Я представляю это так: он сначала бродит, пессимистично, тоскливо, печально по жизни и думает, чтобы такого ему сделать. И вдруг тихо или громко, или вообще никому ничего не говоря, он начинает снимать историю. Виктор Косаковский не снимает художественное кино, у него нет специального сценария, у него нет диалогов, он ничего не придумывает. Он вдруг рожает, не изобретает, а именно извергает из себя идею. А потом эту идею начинает моделировать, оформлять художественно, кинематографично и технически. Он нам себя отдает в тех картинах, которые сочиняет его душа и его талант. Его мало жалуют дома на родине, в России. Почему-то мало о нем говорят, мало показывают. А есть такие личности, которых нужно постоянно внедрять в умы людей. Это штучно! Это природно единственное! И это Виктор Косаковский».

Включены фрагменты фильмов «Тише!», «Лосев», «Беловы», «Среда 19.07.61», «Свято», «Да здравствуют антиподы!». Документальный фильм «Павел и Ляля. Иерусалимский романс» (24 апреля, 23:05) – это пронзительный фильм о любви и смерти. Перед нами – реальная история, героями которой стали классик отечественного документального кино Павел Коган и его жена кинорежиссер Людмила Станукинас. Ляля, как ее называют близкие. Он тяжело болен, а единственный смысл ее существования – быть рядом с ним до конца... и, несмотря ни на что поддерживать угасающую надежду. Фильм – своеобразное объяснение в любви Виктора Косаковского своим учителям. «Основная задача художника – удивить самого себя, – считает Виктор Косаковский. – Мне кажется, что нельзя повторяться. В этом смысле документальное кино абсолютно безгранично. Я не вижу границ, и мне все времени кажется, что я только начинаю, несмотря на то, что занимаюсь этим уже 30 лет. И каждое мгновение я вижу, что там еще много того, что я еще не попробовал».

«Для режиссера самое главное – характер! Будет характер – будет режиссер! Никакой талант не спасает, если нет характера», – уверена российский кинорежиссер и сценарист Марина Разбежкина (25 апреля, 22:15).

Рассказывает литературовед, публицист, телеведущий Александр Архангельский: «Невозможно знать современное российское кино и не знать при этом Марину Разбежкину. Ее фильмы получали призы на всех возможных кинофестивалях. Но при этом есть еще и школа Разбежкиной. То есть значительную часть своей жизни, а, может быть, и самую значимую, она тратит не на себя, а на своих учеников. И опять же на любом кинофестивале, каким бы жестким не был отбор на конкурсах документальных фильмов, обязательно ученики Разбежкиной будут в финале, а, может быть, и станут победителями. При этом чаще всего это будут выпускники, дипломники, за короткий срок она успевает людей поставить на профессиональные рельсы и отпустить от себя. Еще одно ее невероятное дарование – она под себя своих учеников не подминает! Она учит их только одному – видеть жизнь, любить ее поток. Это невероятно важно, потому что жизнь окружающая нас это и есть та часть истории, внутрь которой мы поставлены. Попробуйте стать мысленно учениками Марины Разбежкиной, послушать ее и чему-нибудь у нее научиться». Включены фрагменты картин «Конец пути», «Жизнь – сапожок непарный», «Время жатвы», «Просто жизнь» (25 апреля, 23:05) о том, что выжить в этом непростом мире деревенской женщине Шуре Алексеевой помогают мечты.

Пресс-служба канала «Культура»