16.04.2013 | 13:11

В Концертном зале имени Чайковского прозвучала опера Клода Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда"

Когда Клод Дебюсси впервые встретился с труппой, которая должна была исполнять его музыку к поэтической пьесе «Пеллеас и Мелизанда», он сказал: «Прежде всего, дамы и господа, вы должны забыть, что вы певцы». В опере нет последовательности арий, дуэтов или квартетов. В ней всё сделано для одной единственной цели: воссоздать мистическую атмосферу пьесы Мориса Метерлинка о сказочной средневековой стране. Своё прочтение шедевра Дебюсси в Москве представил известный британский дирижер Пол Дэниел. Рассказывают «Новости культуры».

Этого события меломаны ждали давно. Шедевр Дебюсси – единственная законченная опера «Пеллиас», в исполнении профессионалов экстра-класса. Британский дирижер Пол Дэниел 20 лет назад покорил «Пеллеасом» сначала Великобританию, затем Францию. Теперь настала очередь России.

«Уникальность для меня этого сочинения в органичном тандеме – символиста-драматурга Метерлинка и композитора-импрессиониста Дебюсси», – говорит Пол Дэниел.

На подготовку оперы ушла неделя. За это время тенор Роман Шулаков не только подтянул свой французский, но и по-настоящему был покорен обаянием этой музыки.

«Здесь нет строфической формы, нет куплетов, припевов, развитие – естественное, это как речь, это простота и сложность – колоссальный простор для интерпретации», – отмечает Роман Шулаков.

В интернациональном составе команды – датчанка Генриетта Бонде-Хансен. Говорит, эта музыка требует особого внимания: не только литературный язык, но и музыкальный насыщен огромным количеством подтекстов, скрытых аллюзий.

«Партия Мелизанды – уникальная, она позволяет мне быть разной, – говорит певица. – В опере Мелизанда проходит все стадии взросления, она и юная девушка, и зрелая женщина, которая умеет любить».

Здесь нет декораций, костюмов, грима и сценических движений. Единственное выразительное средство – это музыка.

«Вы чувствуете воздействие от этой музыки, почти магнетическое? – спрашивает исполнитель партии Голо Эндрю Фостер-Уильямс. – В ней столько красок, оркестровая линия – очень изящно выписана».

Для Эндрю Фостер-Уильямса музыка изысканного француза – будто кроссворд. Каждый раз находит новые смыслы при ее исполнении. Впрочем, и для искушенной публики – «Пеллиас» - крепкий орешек. Однако, судя по реакции зала, в некоторых лабиринтах человеческих чувств в этот вечер ей все же удалось разобраться.

Новости культуры