16.04.2013 | 12:43

Выставка живописи и графики художников-авангардистов открылась в Омске

Уникальный подарок к 135-летию со дня основания для своих посетителей подготовил Омский историко-краеведческий музей. Здесь открылась выставка живописи и графики художников Червонной Тройки – Виктора Уфимцева, Николая Мамонтова и Бориса Шабль-Табулевича. Все представленные работы много лет пролежали…под деревянным настилом пола музея. Туда в 30-е годы прошлого века их спрятали сами музейные работники. Таким образом, сохранив коллекцию. Холсты прошли реставрацию и экспонируются впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Низкий уровень освещенности и строжайший климат-контроль во время экспонирования, – таковы требования реставраторов. Они не один год восстанавливали эти почти три сотни живописных холстов, рисунков, набросков, эскизов. В начале 70-ых рабочие под половицами во время ремонта музейных помещений обнаружили большие черные папки.

«В 30-е годы, когда проводились чистки книжных, музейных фондов, библиотечного фонда, авангард, естественно, был такой нежелательной коллекцией, – отмечает главный научный сотрудник Омского историко-краеведческого музея Татьяна Назарцева. – Но наши предшественники, все-таки, понимая ценности, которыми обладают, спрятали рисунки в картонные папки, а папки разместили под половицами в научной библиотеке».

Среди сокровищ найденного клада был и автопортрет Алексея фон Явленского. Ученик Репина, последователь Кандинского, основоположник немецкого экспрессионизма, он создал более трех с половиной тысяч произведений. В России хранится не больше двух десятков его полотен. Половину из них в Омск из Петербурга привез брат художника. Во время реставрации этого полотна обнаружили еще одно изображение. Портрет горничной, жены и музы Елены Незнакомовой художник изобразил на обороте. Писать на изнанке любили и сибирские авангардисты.

«Работы выполнены в настоящем духе авангардизма: на оборотах бланков различных контор, на листах школьных тетрадей, на оборотах газет и журналов», – рассказывает заместитель директора Омского историко-краеведческого музея Евгения Бежан.

Но даже такой бумаге в 1919 году радовались посетители особняка «короля писательского» Антона Сорокина. Он не жалел для талантливой молодежи, дефицитных бумаги, красок и карандашей. Художники за это дарили ему свои работы. Творческие эксперименты российских авангардистов, низкое качество бумаги и красок времен Гражданской войны не выдержали испытание временем и стали серьезным испытанием для реставраторов.

«Использовалась бумага оберточная и газетная, а производители как раз на эту бумагу не закладывали долговечные свойства, они были в принципе не нужны, – отмечает реставратор Татьяна Масюк. – Это большая очень проблема, проблема специфически российская, несвойственная для других стран».

Художественной музейной коллекции сибирских авангардистов специалисты прописывают строжайший запрет на экспонирование. Исключение сделали лишь в дни юбилейных торжеств, посвященных 135-летию старейшего в Сибири краевого музея.

Новости культуры