12.10.2011 | 10:01

Московская премьера оперы Рубинштейна "Христос"

«Семь попыток познания Божественного» - так композитор Антон Рубинштейн назвал свое «итоговое» сочинение. Духовную оперу «Христос» он писал по заказу берлинского театра, но при жизни автора состоялось лишь одно исполнение этого произведения - в 1894 году, в Штутгарте, в концертной версии. Больше века партитура считалась утерянной – пока правнук Рубинштейна, Антон Шароев, не обнаружил нотные записи в одном из берлинских архивов. Мировая премьера оперы в постановке Георгия Исаакяна состоялась три года назад в Перми. Для московской выбрали сцену зала имени Чайковского. Рассказывают «Новости культуры».  

В этот вечер в зале Чайковского подумалось, не совсем прав был Пушкин, говоря, что «мы ленивы и не любопытны». Неизвестная опера Антона Рубинштейна, которого больше считают выдающимся музыкальным деятелем, чем композитором, вызвала огромный интерес. Ленивым же и нелюбопытным оказался кто-то другой.

«Великое произведение великого музыканта не числится даже в энциклопедии музыкальной. Это последнее его слово, самое гениальное, итог жизни. В конце жизни он очень страдал, был одинок. С семьей разрыв, с консерваторией – разрыв. Он уехал в Германию полном одиночестве. Начинает писать эту оперу», - рассказывает дирижер Антон Шароев.

Как-то Рубинштейн сказал, что остается утешаться тем ,что настанут времена, когда на повестке дня окажутся музыкальные раскопки. Такими раскопками и занялся Антон Шароев – скрипач, дирижер и правнук Рубинштейна. Он проявил недюжинное упорство, чтобы разыскать и заполучить партитуру оперы «Христос». Она обнаружилась в берлинской библиотеке.

«Подлинник я увидел ,чуть не умер, 220 давление. Мне говорят: "Нет, это нельзя дублировать". Я говорю: "Без нот не уеду"», - вспоминает Антон Шароев.

Оперу «Христос» Антон Шароев считает главным произведением Рубинштейна.

«Это последнее произведение, крик души. То, к чему он пришел. Намного сильнее «Демона», неизмеримо», - уверен Антон Шароев.

Опера «Христос» - грандиозное произведение с громадными хоровыми сценами, 26 солистами, в семи картинах с прологом и эпилогом. Антон Шароев сделал свою редакцию, несколько сократив оперу, и в год 180-летия со дня рождения Рубинштейна представил ее в Тюмени, затем в Санкт-Петербурге, а теперь и в Москве.