12.10.2011 | 10:16

Гала-концерт лучших коллективов республики Бурятия

Древнюю культуру Бурятии называют сплавом культур Азии и Европы. Кочевая цивилизация вобрала и растворила массу чужих традиций, сделав их своими – и сохранив на века. Верность предкам и открытость новому – вот главные достоинства этого сплава, оценить которые позволяет масштабная программа Дней культуры Бурятии в Москве. Гала-концерт лучших коллективов республики на сцене Большого театра стал одним из самых ярких ее событий. Рассказывают «Новости культуры».  

Этот гала – настоящий праздник бурятской культуры. Задает тон театр «Байкал». Местная достопримечательность. Семьдесят лет хранит бурятские традиции и обычаи. В сорок втором - на первой декаде бурятского искусства ансамбль народных инструментов покорил Москву – к музыкантам присоединились певцы и танцоры - теперь «Байкалу» нет равных. Спектакль «Дух предков» по легендам и мифам монголо-язычных народов – получил госпремию, стал настоящим блокбастером.

«По мифам и легендам много танцев, много легенд у бурятского народа. Поэтому театр «Байкал» старается воспроизводить танцы по легендам», - рассказывает заслуженный работник культуры России Эльвира Доржиева.

По этим костюмам не только историю танца, но историю народа можно изучать. Этот с мехами - костюм охотников, медальоны на рукавах выкованы местными кузнецами – символизируют разные стихии.

«Шаманский костюм, эти железные вставки привлекают духов», - говорит худрук театра «Байкал» Жаргал Жалсанов.

Каждый танец – история – бытовая, ритуальная, обрядовая. Есть танцы благопожелания и приветствия. В них мифическая символика. Тотемы для бурят до сих пор имеют значение. Без них никуда. Каждый знает, от какого тотема идет его род, и с почтением относится к своему оберегу. Лебедь, налим, бык, волк – до сих пор считаются прародителями племен.

«Это воспитание. Привычка, осознание. Для каждого племени есть образ, который помогает жить», - объясняет Жаргал Жалсанов.

Девушки готовят благовония - настоящие из можжевельника, растущего в горах. По преданию оно отгоняет злых духов, вызывает добрых духов, чтобы все дела шли благополучно.

Сами танцовщики могут конкурировать даже с местными шаманами – точно знают, как войти в транс. Под ритмы бубна ритуальный танец шамана воспроизведен с точностью.

«Это может продолжаться три часа. Когда человек входит в транс, он может бесконтрольно видеть и молиться», - отмечает артист театра «Байкал» Тумэн Цибиков.

Используя эту трубу – урам - местные охотники могут провести самого опытного оленя. Ее звук напоминает зов самца.

Здесь усиливают звук микрофоны. Остальное зависит от силы легких и дыхания. Хороший охотник может так трубить два часа. Этот обычай обыгран в хореографической сюите «Ангушад – охотники». Местная легенда о суровом Байкале и его дочери Ангаре, влюбленной в прекрасного Енисея, стала сюжетом для балета «Красавица Ангара».

Он пятьдесят лет в репертуаре театра оперы и балета. Постановкой занимался сам Игорь Моисеев – патриарх народного танца.

«Есть на что посмотреть - соединение классического и нашего народного», - уверяет солистка балета Лия Балданова.

Помимо национальных песен и танцев – в этой программе и традиционные номера - классические арии, фрагменты из балетов, то, чем живет современная Бурятия.