15.04.2013 | 12:58

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Бориса Стругацкого

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Бориса Стругацкого – одного из самых известных писателей-фантастов. Книгами, которые он написал в соавторстве с братом Аркадием, зачитывались несколько поколений. Среди них уже ставшие классикой «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине». «Реалистической фантастикой» Борис Стругацкий называл их с братом творчество, в центре которого – человек и его судьба, а планеты и техника будущего – всего лишь «декорации». Рассказывают «Новости культуры».

АБС – так фанаты называют Аркадия и Бориса Стругацких. Этот феномен – два человека – один писатель – до сих пор не дает покоя исследователям. Технарь и гуманитарий. Пессимист и оптимист. Но для миллионов читателей они – одно целое.

«Вместе они являли собой особый организм не похожий ни на одного, –говорит писатель Дмитрий Быков. – Это как бы воссоединившийся мозг, два полушария его. Скажем, более эмоциональное – Аркадий Натанович. Более эмоциональное и более такое вспыльчивое. А рациональным человеком был Борис Натанович, который лучше понимал будущее, меньше питал иллюзий».

Свою «технологию творчества» не скрывали. Подолгу гуляли, много беседовали. Потом один оказывался за машинкой, второй – на диване. Каждую фразу проговаривали вслух, потом записывали. Но их дар провидения остается загадкой.

«Они просто строили такой страшный мир, – отмечает Дмитрий Быков. – Но сама энергия строительства этого мира она включала их мозги на такую мощность, расписывала их до такой степени, что они начинали видеть... Знаете, как когда человек едет на очень большой скорости – доказал Эйнштейн – он начинает видеть обратную сторону предметов. Они на такой скорости думали и писали, что это их разгоняло. Они видели, действительно, будущее».

Все их герои – воины. Для Стругацких и реальный мир был ареной войны – с дураками, подлецами, агрессорами. Их ранние тексты – почти сказка – о счастливом будущем. Поздние произведения заметно мрачнее. Последняя экранизация – «Трудно быть богом» Алексея Германа – невыносимо мрачный мир грязи, смрада и серости.

То, что Борис Стругацкий написал один, после смерти брата – неузнаваемо пессимистично.

«Был вот этот замечательный писатель, братья Стругацкие, – говорит литературный критик Сергей Чупринин. – Потом, увы, остался один Борис Натанович, он выпустил еще два романа, тоже чрезвычайно интересных, но каких-то написанных уже, будто, не братьями Стругацкими. А каким-то совсем новым писателем, и то, что он взял себе псевдоним Витицкий, тоже о чем-то говорит, что это уже не братья Стругацкие».

У Стругацких в литературе особое место. Русская классика с рефлексирующими героями на них будто не повлияла. Они жили и писали в каком-то другом контексте. Создали собственную традицию.


«Сейчас в каждых двух из трех романах, которые выходят на свет белый есть непременно какое-нибудь фантастическое допущение, – говорит Сергей Чупринин. – Какой-то такой сдвиг небывальщины. Это самый такой модный как говорят тренд, здесь мы можем говорить о влиянии Стругацких вообще на всех современных русских писателей».

Стругацкие обладали невероятной фантазией, замысел мог оттолкнуться от мелочи. Метафоричную, многозначную притчу о зоне они придумали, найдя во время прогулки остатки пикника. Пространство, подобное тому, что создал Тарковский в экранизации «Пикника на обочине» – и сейчас можно найти в любом подвале.

О своем жанре сами Стругацкие говорили – не научная, реалистическая фантастика. Технологии будущего или постапокалиптический пейзаж – только декорации. Их интересовал человек. Проблема выбора.

К 80-летию со дня рождения писателя смотрите сегодня на нашем канале в 20.40 документальный фильм «Братья Стругацкие. Дети полудня».

Новости культуры