13.10.2011 | 10:08

Первый студенческий фестиваль изобразительного искусства

Чему и как учить студентов художественных вузов?! В поисках ответа на этот вопрос пройдет Первый студенческий фестиваль изобразительного искусства. Форум открывается сегодня в Российской академии художеств. Достижения существующей системы обучения покажут на выставке студенческих работ, а перспективы обсудят на конференции. Преподаватели и студенты художественных ВУЗов в один голос заявляют, что ключевое слово для них сегодня – востребованность. Рассказывают «Новости культуры».  

Художников книги Александр Кошкин воспитывает с карандашом в руке. И это дает свой результат. Его мастерская в Строгановке стабильно производит победителей. В этом году на конкурсе «Образ книги» ученица Кошкина - Анастасия Черникова - была признана «Новым именем в книжной иллюстрации». Александр Кошкин верит - его ученики будут востребованы, несмотря на все трансформации, которые претерпевает сегодня книга.
«Я не считаю, что все эти айпады – что-то трагичное. Это просто эволюция книги. Книга потребует иллюстраций, здесь никуда не денешься», - считает Александр Кошкин.

Алексей Дьяков учился в той же художественно-промышленной академии имени Строганова на скульптора. «Я не делаю сейчас скульптуры, это какие-то синтезированные вещи», - говорит Алексей Дьяков. Работу, представленную на конкурс «Перспектива», Алексей Дьяков называет инсталляцией. Этому жанру в российских академиях художеств не учат.

«У нас очень не соответствуют академическая реальность и творческая реальность, наше образование делает человека немного изолированным от художественного процесса, оно академично», - объясняет художник Егор Кошелев. С критикой альма-матер выпускник Строгановки Егор Кошелев выступил в рамках IV московской биеннале - собрал в стенах родного вуза выставку с дерзким названием «Контра-матер». Сравнивает - чему учились и чем занимаются выпускники академий. Вот ремейк студенческой композиции с крестом Тимофея Караффа Корбута - отличаются примерно как Тинторетто от Даниэля Рихтера. А вот чему учился сам Егор Кошелев - и вот, что делает сегодня. «Я втискиваю свой собственный автопортрет в тесные рамки матраса», - показывает он. Автопортрет - хоть и на матрасе - написан со знанием анатомии. Строгановская школа и тем, кто встал на путь критики, дает свои плоды. «Я использовал здесь свои академические навыки, более того, я сознательно их развивал после завершения обучения. Но трактуется это совершенно иначе, не академично», - отмечает Алексей Дьяков.

Академический рисунок - этому в России учат любого студента художественного вуза. Но в современные прагматичные времена ценятся те вузы, которые выпускают художников-специалистов: дизайнеров или сценографов.

«Каждый год нужно пересматривать - что нужно, что не нужно, что устарело», - уверен театральный художник, декан факультета сценографии Школы-студии МХАТ Виктор Шилькрот. Недавно ввели четыре занятия компьютерной графики, но пока никакое 3D не может победить макет.

«Художник должен уметь перенести свой замысел в макет. Этим Школа-студия и отличается от других институтов. Перевести это в чертежи. Уметь, если нужно просчитать экономическую часть. Умение все своими руками сделать – все это входит в профессию. Это горантия того, что потом на сцене это будет выглядеть также хорошо, как на макете, или еще лучше», - убежден заведующий кафедрой технологии и художественного оформления спектакля Школы-студии МХАТ Станислав Бенедиктов.

«Тот, кто дошел до конца, востребован. У него есть работа. Работают в московских известных театрах, с хорошими режиссерами», - рассказывает Виктор Шилькрот.

Именно этот критерий - востребованность, способность свободного художника к самостоятельной жизни, сегодня главный показатель качества образования.