13.10.2011 | 10:24

Знаменитую постановку Стрелера увидят в Москве

Они скромно называют себя маленьким миланским театром, но их постановки известны всему миру. И, прежде всего, одна из первых. В 1947 году «Пикколо театро ди Милано» представил спектакль Джорджо Стрелера «Арлекин – слуга двух господ». С тех пор эта постановка стала визитной карточкой итальянской труппы. Именно ее «Пикколо театро ди Милано» решил показать в России в рамках перекрестного года. Беспрецедентный гастрольный тур прошел по городам Сибири, Урала и Поволжья. Финал – в Москве, на сцене Театра Российской Армии. Рассказывают «Новости культуры».  

В который раз сеньор Солери накладывает грим и надевает маску Арлекина, даже он сам не может вспомнить точно. В этой роли он выходил на сцену более двух тысяч раз. Сейчас Солери 75 – он Арлекин уже более полувека. Специальная часовая зарядка для мышц и трижды в день – бегом на четвертый этаж – для дыхания. Перед спектаклем – обязательный отдых и распевка.

«Конечно, это любимая роль. За столько лет я совсем от нее не устал, ведь каждый раз в зале – разная публика. А сегодня Арлекин очень нравится молодежи – потому что может перехитрить всех без всякого там Интернета или других технических чудес. Это дает надежду, что всего в жизни можно добиться собственными силами», - говорит актер Ферруччо Солери (Италия).

Джорджо Стрелер делал своего «Арлекина» в духе традиционной комедии дель арте. Он первым в послевоенной Италии обратился к творчеству Гольдони, переселил площадных персонажей старинного народного театра в театр XX века. Один из итальянских критиков определил спектакль как «клубничное мороженое, поедаемое тысячью ложек».

«Мы говорим о 11-12 разных версиях Арлекино. Стрелер время от времени менял дух представления, иногда костюмы, иногда элементы декораций, реплики. Он все время совершенствовал форму. Но после его ухода в 1997 году мы уже ничего не трогаем», - рассказывает режиссер Стефано де Лука(Италия).

Одна из традиций спектакля – один актер от вечера к вечеру может играть разных героев. Сегодня, например, ты Доктор, завтра – Бригелла.

«Вот эта маска Панталоне сделана специально – с учетом особенностей моего лица. Она кожаная и кажется очень старой. Но на самом деле ей всего шесть лет. Она сделана точно по образцу той, что утонула», - объясняет актер Джорджо Бонджованни (Италия).

В 2005 случилась беда. Возвращаясь с гастролей в Америке, судно с декорациями спектакля затонуло у Азорских островов. Единственный уцелевший ящик прибило к берегу. Заботливые жители переслали его по указанному адресу в Милан. С тех пор в разных частях света существует три взаимозаменяемых комплекта декораций.

«В каждом наборе декораций есть одна подлинная вещь из того самого ящика. Это теперь наши талисманы. В Москве с нами вот эта ваза с фруктами. Она была на сцене еще в 1947 году», - отмечает помощник режиссера Андреа Леви.

За свой долгий век «Арлекино» побывал в сорока странах. Хитрил, стараясь услужить сразу двум хозяевам, бил тарелки, дрался с пудингом на почти двадцати сценах.

«Мы как-то были на гастролях в Лондоне, и после спектакля ко мне подошел Лоуренс Оливье. Он сказал: «Как бы я хотел быть вами сегодня вечером». А я ему ответил: "Нет, это я хотел бы быть вами!", - вспоминает актер Ферручо Солери.

Быть на месте кого-то другого, сидеть на двух стульях – сама идея, видимо, настолько привлекательна во все времена, что будущее «Арлекина, слуги двух господ» не вызывает сомнений: «Пикколо театро ди Милано» планирует и дальше беречь легенду.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>