14.10.2011 | 09:38

В Москве начался Покровский фестиваль духовной музыки

В Москве начался Покровский фестиваль духовной музыки. Участники демонстрируют мастерство исполнения духовной музыки не в рамках концертных программ, не на светских площадках, а прямо на богослужении. Открыли фестиваль регенты Московского Синодального хора и хора богословского факультета Университета Йоэнсуу из Финляндии. Их слушали накануне в Храме «Всех скорбящих радость», на Большой Ордынке. Рассказывают «Новости культуры».

Со светской легкостью и по-церковному строго – с праздника Покрова до начала ноября – время затишья в богатом православном календаре. Именно это время выбрали для фестиваля духовной музыки.

«Праздник Покрова Святой Богородицы совпадает с днем памяти преподобного Романа Сладкопевца, который традиционно считается покровителем всех певчих – так что это профессиональный праздник всех церковных регентов и певцов», – рассказывает Митрополит Илларион.

Порядок православной службы везде одинаков, а на каком языке петь – не важно. Главное – совпасть с другим хором, считает Петри Никенен. Он вырос в Париже, в детстве часто бывал на службе. Его хор исполняет и традиционную музыку, и сочинения современных композиторов, например, Айвона Моуди – британца, живущего в Португалии.

«Наш университет – единственный в Финляндии, который дает образование именно в области православной музыки, – рассказывает Петри Никенен, руководитель хора богословского факультета Университета Йоенсуу. – У нас есть и несколько экспериментальных хоров – смешанных, где поют не только девушки. Православных в Финляндии не так много, поэтому в хоре у нас часто недобор».

Многие классические произведения писались именно для храмов – Рахманинов, Чайковский создавали свои литургии, чтобы они звучали именно так.

Но важны еще и современные высказывания – на фестивале прозвучат произведения, написанные в этом году: например, литургия композитора Антона Вискова.

«Богослужение так устроено, что оно идет постоянно, и очень много перемен: идут стихиры изменяемые, и неизменяемые – авторские песнопения. И если на концерте можно сделать паузу, собраться с мыслями, чувствами, то во время богослужения все должно идти ровно, как речка течет, чтобы вести молящихся, согласно богослужебной драматургии», – рассказывает художественный руководитель фестиваля Алексей Пузаков.

На фестивале не услышишь аплодисментов, он позволяет сосредоточиться на самом главном - музыке, предназначенной для пространства сакрального.