14.10.2011 | 19:36

Евгений Каменькович решил "переабсурдить абсурд"

Сегодня в театре «Современник» – первая премьера сезона. Спектакль «Горбунов и Горчаков» по драматической поэме Иосифа Бродского. Сложнейший текст с массой смыслов и аллюзий – диалог душевнобольных людей в сумасшедшем доме – получил сценическое воплощение. Автор идеи и режиссер Евгений Каменькович, следуя по пути, проложенному автором поэмы, создал абсурдистский спектакль, трудный и для публики, и для исполнителей. Но тем интереснее результат. Рассказывают «Новости культуры».

Поэзия Бродского, сложная и для чтения, в постановочном варианте часто казалась ношей слишком тяжелой. Но Евгений Каменькович брать вес, который многие считают неподъемным, уже привык. Чего один его «Улисс» стоит – шестичасовой спектакль по одному из самых сложных произведений ХХ века. Теперь вот  «Горбунов и Горчаков» Бродского.

«Я до сих пор не знаю, как это ставить. Никакие ключи, все ходы, я вообще очень много ходов знаю, они здесь не работали абсолютно. Во-первых, потому что это поэзия, а во-вторых, и это главное, что ситуация себя исчерпала. Поэтому бывали репетиции, когда спорили об оной строчке все четыре часа», – признается режиссер.

Изучение биографии Бродского и даже посещение сумасшедшего дома – были в репетиционном процессе и такие этапы. Эти ребусы актеры и режиссер разгадывали почти полгода, искали выход из бесконечных словесных лабиринтов. Не раз заходили в тупики. Вот и за несколько дней до премьеры одна из репетиций закончилась конфликтом.

«Артур считает, что мы не имеем права играть премьеру, что мы обязаны еще долго репетировать и так далее. Я думаю, что мы никогда не закончим это репетировать», – замечает Каменькович.

Бродский начал создавать своих «Горбунова и Горчакова» в 1965 году. До этого пережил травлю в прессе, суд, личную драму, совершил попытку самоубийства. Дважды побывал в сумасшедшем доме. Эта поэма обладает терапевтическим эффектом, считают литературоведы.

«В первый раз я ничего, собственно говоря, не понял. Там надо очень много копать и очень сильно разбираться в этом. И, как мне кажется, не спешить и не пытаться утверждать все», – полагает актер Никита Ефремов.

Место действия – сумасшедший дом. Диалог Горбунова и Горчакова практически непрерывный. То ли разные люди, то ли один человек с раздвоением личности. Эти герои – вечная загадка для критиков. Кто-то их сравнивает с Иудой и Христом, кто-то – с левым и правым полушариями мозга, кто-то – с ангелом и демоном.

«Тут на самом деле рецепт один, как можно ставить такую поэзию, такую драматургию. Здесь нужно придумывать что-то свое – параллельно, под этим. То есть, если представить, что текст – это масло, то нужно испечь хлеб», – поясняет актер Артур Смольянинов.

Гимн безумию и абсолютной свободе мысли. Сам Бродский признавался: в этой поэме он хотел «переабсурдить абсурд». Кажется, получилось. И не только у поэта.

Читайте также:
В "Современнике" поставили Бродского

Смотрите также:
Евгений Каменькович "В главной роли">>>