10.04.2013 | 10:39

В столице назвали лауреатов премии в области современного визуального искусства

Художники-новаторы получили по заслугам. В Москве состоялась церемония награждения лауреатов – участников всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация». Из трехсот заявок жюри выбрало 25 проектов – в финал вышли произведения, большая часть из которых представляет собой масштабные, даже гигантские инсталляции. В этом убедились корреспонденты «Новостей культуры».

Церемония награждения лауреатов премии «Инновация» – событие, собирающее весь цвет столичной арт-среды. Работы номинантов можно увидеть на выставке в Государственном центре современного искусства, соорганизаторе конкурса, победителей каждый раз объявляют в новом месте – в этом году в концептуально обновленном центральном выставочном зале «Манеж». На «Инновации» пять основных номинаций. В каждой по пять претендентов. Впервые, ровно половина номинантов единственной государственной премии в области современного визуального искусства не из столицы, а из регионов.

Художники из провинции наступают на пятки москвичам, шептались гости «Инновации» перед началом церемонии. Проекты региональных художников представлены во всех номинациях, а не только в специальной, как это было раньше.

«Чтобы защитить региональных художников мы и ввели эту номинацию “региональный проект”, – поясняет директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. – Сегодня мы видим ситуацию, что картина поменялась на 180 градусов, и мы думаем над тем, чтобы заменить эту номинацию на другую».

Но точно незаменимой на «Инновации» останется премия за творческий вклад в развитие современного искусства. В этом году ее лауреатом стал классик соцарта Эрик Булатов. Премию художнику вручал министр культуры Владимир Мединский. Как оказалось, знаток раннего этапа в творчестве Булатова.

«Мне было очень приятно, когда я посмотрел картины Булатова – много известных, и были ваши замечательные иллюстрации детских книг, я их запомнил», – отмечает Владимир Мединский.

Эрик Булатов живет и работает в Париже, но внимательно следит за ситуацией в области изобразительного искусства в России.

«Продолжает оставаться традиция старая и новая, и они находятся в резкой конфронтации, и она не уменьшается, – говорит художник. – Вот она мне кажется опасной».

Никаких опасностей и неожиданностей на вручении премии в этом году не было. Интригой оставалась номинация «кураторский проект». Дело в том, что в ней представлены два члена жюри –Андрей Ерофеев и Ярослава Бубнова, в шорт-лист премии их выдвинули уже после утверждения в качестве членов жюри. Судьбу этой премии решали без их участия, но досталась она в итоге одному их них.

«У меня безусловно возникло неприятное ощущение, что как-то это сомнительно, –признается Ярослава Бубнова. – И выиграть, и не выиграть – все странно. Но так как это сложная система, то мне сказали, что отказаться от участия сложно».

Ярослава Бубнова курировала основной проект II Уральской индустриальной биеннале современного искусства – масштабный проект ГЦСИ. В региональной номинации также были представлены ее участники, но награду получил Илья Долгов из Воронежа за проект «Гербарий».

«Выход в поле, непосредственное познание природы, оно сейчас перемещается на периферию, и мой проект призывает вернуться в к общению с природой», – рассказывает Илья Долгов.

Номинация «теория, критика, искусствознание» – лауреат Елена Петровская. Победителем в «новой генерации », открывающей новые имена, стал Иван Плющ. И, наконец, главная номинация – «произведение визуального искусства»

Ставки в этой номинации делали и на Аню Желудь, и на Арсения Жиляева. Оба в прошлом лауреаты «Инновации» в «Новой генерации». Победу прочили и Владимиру Селезневу. Он представлял провокационный проект, собравший все лозунги протестных движений. Но премия досталась группе «Провмыза» из Нижнего Новгорода за их апокалипсическую перформанс-оперу «Марево».

«Нам интересно находиться в этой зоне, – говорит Галина Мызникова. – Она достаточно творчески напряженная и нам это интересно, и если нас оценили, то мы очень признательны».

Результаты премии мало кого удивили, разговоров о несправедливых решениях не было. Многие гости не скрывали радости от того, что большинство лауреатов «Инновации» – из регионов. Серьезный и оптимистичный повод говорить уже не о столичной, а о российской арт-сцене.

Новости культуры