17.10.2011 | 10:33

В столице начинаются показы спектаклей, продолжающих традиции Станиславского

Сегодня в Москве спектаклем Марка Захарова «Пер Гюнт» открывается Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского». В афише – работы тех мастеров, для которых «система Станиславского» не пустой звук. Тех, кому в той или иной степени, близки идеи реформатора сцены. В этом году в программе – спектакли Някрошюса, Женовача, Херманиса, Арье. Рассказывают «Новости культуры».

Девять спектаклей: пять из России, четыре европейских. Фестиваль – как игра: найди Станиславского в современном театральном пространстве.

«Мы, выбирая номинантов, совершенно не ограничиваемся таким узко традиционным учебниковским представлением о Станиславском, – говорит председатель жюри Премии Станиславского Алексей Бартошевич. – Мы очень хотим, чтобы широта наших решений хоть в какой-то степени соответствовала безграничной широте искусства Станиславского».

В программе «Сезона Станиславского» этого года – спектакли, в которых режиссерский замысел очевидно отталкивается от личности актера.

Для восходящей звезды Ленкома Антона Шагина режиссер Марк Захаров заново переписал классическую драму Ибсена «Пер Гюнт».

Евгений Арье не стал переносить на сцену «Современника» свою постановку спектакля «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса Зингера, которая с успехом идет в его театре «Гешер» в Израиле. Для Сергея Юшкевича, Чулпан Хаматовой, Алены Бабенко и Евгении Симоновой он поменял все, сделал новую инсценировку. Эту постановку жюри премии Станиславского только что назвало в числе лучших драматических работ прошлого сезона.

Виктор Рыжаков на сцене Мастерской Петра Фоменко, взявшись за володинские «5 вечеров», конечно, сделал ставку на Полину Агурееву и ее способность к трогательному самогротеску. Сергей Пускепалис, поставил на сцене МХТ пьесу Евгения Гришковца «Дом», так, будто она была создана для актера Игоря Золотовицкого, про его мечту о доме, о маленьком рае для своих друзей и любимых.

Юный возраст недавних своих выпускников в ГИТИСе заставил Сергея Женовача по-новому взглянуть на героев романа Достоевского «Братья Карамазовы» и сделать спектакль «Брат Иван Федорович» по одной, одиннадцатой, главе романа.

«Мне кажется правильным, что сейчас кто-то может быть, в первый раз его посмотрит, а кто-то, может быть, пересмотрит, – рассказывает Сергей Женовач. – Потому что когда сочиняется работа, первое восприятие всегда волнительное, и на премьерах спектакли не рождаются, они рождаются позже».

Литовский режиссер Эймунтас Някрошюс своего принца Датского рассмотрел в середине 90-х в лидере популярной тогда в Литве группы «Фойе» Андрюсе Мамонтовасе. Возобновив спектакль специально для Сезона Станиславского, Някрошюс смещает акценты. Принц Гамлет заметно повзрослел и с самого начала осознает горькую безнадежность своей мести. Алвис Херманис «Барышень из Вилко» по роману Ярослава Ивашкевича тоже уже ставил когда-то: в Рижском театре про юных лиричных девушек-латышек, какими были тогда его актрисы. Теперь героини спектакля – молодые актрисы итальянки. Плюс к их темпераменту – хореография Аллы Сигаловой – и – совершенно другая история. Впервые в Москве сыграет свой моноспектакль «Я, Мальволио» английский актер и режиссер, любитель Шекспира, Тим Крауч. В какой из работ придирчивый зритель обнаружит больший процент метода и духа Станиславского? Фестиваль стартует сегодня.

Читайте также: 

Названы имена лауреатов Премии имени Станиславского

Лучшие из лучших: Премия Станиславского назвала имена лауреатов