17.10.2011 | 11:49

Исполняется 75 лет со дня рождения кинорежиссера Саввы Кулиша

75 лет со дня рождения Саввы Кулиша. Оператор, кинорежиссер, сценарист, один из основателей телеканала «Культура» – он учился у Михаила Ромма, вместе с ним работал над фильмом «Обыкновенный фашизм». Сам Кулиш снимал документальное кино, писал сценарии. Художественных лент у него немного, менее десяти. И знатоки с сожалением говорят о том, что его картины не были оценены по достоинству. А ведь Савва Кулиш обладал редким даром – предугадывать время, многие его кино-метафоры оказались пророческими. Рассказывают «Новости культуры».

Страстность в профессии и легкость в дружбе. Режиссер-мыслитель, не дававший повода для скуки. Романтик из 60-х, не сломавшийся в 90-е. Думал нестандартно, выражал мысли просто, а фильмы получались сложные– такие, что заставляют думать.

«Он очень много работал, много знал, очень был образованный человек, у нас с ним был общий учитель Михаил Ромм – и я понимаю, как то просто наэлектризовал его – Савва сложился благодаря Ромму, но его собственный талант тоже реализовал его», – говорит кинорежиссер Вадим Абдрашитов.

Пройдя школу Михаила Ромма, оператор Савва Кулиш состоялся как режиссер, продолжив тему мастера в ином ключе – режиссерский дебют Кулиша короткометражное кино «Последние письма» – фильм, в котором впервые прозвучали письма немцев из осажденного Сталинграда. Такой взгляд на войну был отмечен девять раз на международных кинофестивалях.

Неистовый Савва – так его называли. Он яростно отстаивал кандидатуру Евгения Евтушенко на роль Циолковского в своей картине «Взлет» и слова главного героя о переселении всех людей на небо и о неверии в социальные революции.

«Когда ему говорили – «это не проходное», он всегда отвечал: главное – ввязаться в драку. А остальное уже потом, – вспоминает Варвара Арбузова-Кулиш, вдова С. Кулиша. – Так он начинал «Взлет», когда ему не разрешали Евтушенко. Он раздобыл труды Циолковского – о них тогда никто не знал, и их невозможно было сбить с пути, он шел до конца».

Савва Кулиш предложил нестандартный образ советского разведчика – взявшись за провальный сценарий, он увидел главным героем Донатаса Баниониса. «Мертвый сезон» получился самым стильным отечественным фильмом про разведку.

«Я думаю, что этот фильм до сих пор до конца не понят, – считает кинокритик Юрий Богомолов. – Его легко, вроде бы, объяснить с точки зрения жанра, как детективный фильм, шпионский, а между тем это ведь был фильм про другое – это был фильм про утрату коммуникации и про тоску по коммуникации, по общению с родными и близкими».

Кулиш первым снял кино о наркоманах – тогда в Советском Союзе еще никто не догадывался, чем обернется эта проблема в скором будущем. Волновали режиссера и более глобальные темы. Правда, философский документальный фильм Саввы Кулиша «Прости, прощай ХХ век» так и не был полностью показан в России.

К 75-летию со дня рождения кинорежиссера после ночного выпуска новостей в 23.55 смотрите на нашем канале программу «Неизвестный Савва Кулиш - грезы о земле и небе» из телевизионного цикла «Документальная камера».

Читайте также: 

Савва Кулиш. Режиссер вне рамок, вне времени