09.04.2013 | 15:58

Искусство сохранять искусство

Рецепт их профессионализма прост – нужно знать практически все: от истории костюма до химии, от особенностей дерево-обработки до техники монументальной живописи. И еще немного медицины, ведь к высоким творениям реставраторы подходят с ответственностью хирурга. Лучшие из лучших работают в знаменитых кремлевских мастерских. Познакомиться с результатом их труда можно на выставке "Искусство сохранения искусства". В Успенской звоннице Московского Кремля побывали "Новости культуры".

Изнанку выставочной жизни – свою реставрационную повседневность – музеи Кремля показывают объемно. Порядка сотни предметов разных стилей и эпох прошли через руки мастеров за последние полтора десятилетия. Кремлевские реставраторы продолжают традиции своих предшественников, начатые еще в конце XIX века и подхваченные после революции Игорем Грабарем.

Именно в мастерских Грабаря были заложены принципы научной реставрации – минимального вмешательства в аутентичность предмета и бережное отношение к его истории.

"К сожалению, в 1930-е годы их деятельность затекает – из штатного расписания музея даже исключается ставка реставратора. И вновь восстанавливается уже тогда, когда музей переходит в ведение Министерства культуры, в 1960-е годы", – поясняет куратор выставки Татьяна Атамуратова

Длительные исследования и нескорый результат. Чтобы увидеть, каким был изначально список рублевской "Троицы", понадобилось несколько лет. После расчистки стало ясно: это икона времен Дионисия, и писана она не в XVI, как предполагали, а в XV веке. 

"Основная сложность в раскрытии – то, что живопись авторская настолько тонкая. И наличие записи, прописи на этом тончайшем слое  требовалась очень тонкая, ювелирная работа с привлечением оптики", – рассказывает реставратор Ирина Гордеева.

Серебряные оплечья и зарукавья на парадном облачении митрополита Симона (он возглавлял Русскую церковь на рубеже XV – XVI веков) еще недавно считали непригодными для реставрации. И лишь метод лазерной сварки сделал ее возможной. Впервые этот метод опробовали на дробницах, к изготовлению которых приложили руку еще золотоордынские мастера.

"Были они в сложнейшем руинированном состоянии. На некоторых фрагментах – вот, например, Иисус Христос, он состоял из более чем 30 фрагментов. Поэтому нужно было буквально по миллиметру их собирать, выравнивать деформации. Это кропотливая и долгая работа", – замечает реставратор Владимир Вычужанин

Ткань облачения  итальянская комка конца XV века – еще в реставрационной мастерской. Зачастую в секторе тканей оказываются и конская упряжь, и куклы. К примеру, одна из них в платье начальницы ордена святой Екатерины. Такие манекены рассылались дамам как образцы наряда, до изобретения модных журналов в XVIII веке.

"Это комплексная реставрация. Интересную работу проделала наша реставратор Ващенко Татьяна Николаевна: она реконструировала фижму. Это каркас, на котором держится юбка и сохраняет форму. Старые фижмы, подлинные были деформированы и не держали форму юбки", – показывает реставратор Людмила Барбинова

Постоянно поддерживают в форме колоссальные фонды Музеев Кремля всего лишь 25 реставраторов.

"Мы в отдел реставрации набираем сотрудников очень осторожно, поскольку им предстоит брать в руки уникальные произведения, связанные с русской и западно-европейской историей, и они должны не только не навредить им, но и придать первоначальный вид", – поясняет генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника Московский Кремль Елена Гагарина.

Пока в Кремле демонстрируют достижения искусства сохранять искусство, в реставрационных мастерских, не покладая рук, готовятся к следующим экспозициям. 

Читайте также:
Новая экспозиция в Музеях Московского Кремля позволит оценить труд реставраторов

Новости культуры