17.10.2011 | 15:48

"Аркадий Райкин в искусстве XX века"

Ровно через неделю исполняется сто лет со дня рождения народного артиста СССР Аркадия Райкина. А празднования, посвященные этому событию, уже начались. Сегодня в столице открылся международный научный форум. Культурологи, театроведы, артисты и писатели выясняют, что это за явление «Аркадий Райкин в искусстве XX века». Человек, без которого не представляла своей жизни страна всю вторую половину XX века. Он говорил о том, что наболело; и говорил так, что верилось: вот высмеет Райкин все плохое, и жизнь пойдет совсем хорошая. А главное – своими монологами он заставлял смеяться над собой. Рассказывают «Новости культуры».  

«Настало время воспринимать Аркадия Райкина как величину мирового масштаба» – с этой фразы форум начал свою работу. Впрочем, его название и статус – вещи весьма относительные. Разве можно дать научное обоснование смеху или сравнить теплую беседу в узком кругу близких по духу людей с научно-исследовательской работой?

«Здесь будет много известных, прекрасных людей и режиссеров, критиков, журналистов. И вообще людей, которые знают, любят и пишут о Райкине. И мне это очень приятно», - отметила актриса, дочь Аркадия Райкина Екатерина Райкина.

Среди гостей в зале – те, кто работал с Райкиным на одной сцене, кто учился с ним в одной школе, кто поддерживал в трудные минуты, и просто преданные мастеру зрители, не пропускавшие ни одного выступления – ни на экране, ни в театре.

«Нельзя было купить билеты на Райкина – только достать. И вот мы, творцы, которые делали ракеты и корабли, мы не могли попасть на Аркадия Райкина, и мы обратились к нему. И он приехал к нам в Подлипки. Если на Земле Райкин – удовольствие огромное, то в космосе – это способ выживания. Потому что в космосе самое тяжелое – это не невесомость, не перегрузки, а отсутствие положительных эмоции», - уверяет космонавт, Герой Советского Союза Георгий Гречко.

Аркадию Райкину удавалось невозможное: соединять смешное с лирическим, вызывать у зрителя сочувствие к своим героям или заставлять задуматься. В его выступлениях всегда был смысл. Сегодня, спустя полвека, они не утратили злободневности. Доказательство – смех в зале во время прослушивания записей с его монологами.

«Вот что-то в Райкине было такое, которое давало надежду, давало свободу и какую-то веру», - говорит композитор, режиссер, писатель Семен Каминский.

Искусствоведы и культурологи за импровизированной кафедрой пытаются постичь «феномен Райкина»: рассуждают о масках, невероятных актерских трансформациях, его школе и взаимодействии с массовой аудиторией. И постоянно цитируют мастера – вспоминают те фразы, из его спектаклей, которыми говорила вся страна. Про сотрудников НИИ, про привередливую няньку, чванливого бюрократа или про смех, который бывает «иронический, саркастический и от щекотки».