20.09.2012 | 10:52

"Свидетель обвинения" по рассказу Агаты Кристи – на малой сцене МХТ имени Чехова

Французский режиссерский почерк, английская пьеса и звездный актерский ансамбль. Рената Литвинова, Сергей Чонишвили, Игорь Верник разыгрывают детективную историю Агаты Кристи «Свидетель обвинения» на малой сцене МХТ. По замыслу режиссера Мари-Луиз Бишофберже зрители спектакля выступают в непривычной для себя роли суда присяжных. Рассказывают «Новости культуры».

«Свидетель обвинения» материал для театра, с одной стороны, благодарный: характеры острые, объемные, меняющиеся. С другой стороны, есть опасность – главный нерв детектива – его интрига: кто убийца? Но как держать зрителя, читавшего Агату Кристи?

«Мы стараемся, все-таки, сделать так, чтобы зритель обманулся, и не один раз в спектакле, – рассказывает Игорь Верник. – Сначала ты думаешь, все понятно: вот убийца. Затем ты думаешь, нет, конечно, он не убийца, вот убийца. А, подожди – ах так, не он, не она, а – вот убийца. Вот. Нет? И так далее».

Убитая пожилая мадам Эмили Френч завещает немалое состояние молодому другу – Леонарду Воулу. У Воула алиби, но не терпящий поражений адвокат сэр Уилфрид Робартс не особенно ему верит. Жизнь Воула теперь зависит от главного свидетеля – его жены – Ромэйн.
Для Литвиновой это уже второй опыт работы со швейцарским режиссером Мари-Луиз Бишофберже. Их прошлогодняя экспериментальная «Шага» в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском языке», даже вошла в репертуар МХТ. На этот раз режиссер, очевидно, оттолкнулась от органики Ренаты Литвиновой.

«Русские актеры – это прежде всего страсть! – считает режиссер. – Для меня в этом спектакле главное – история женщины, той, что ради любви к мужчине может пойти на все. А вообще «Свидетель обвинения» – огромного масштаба пьеса, она отлично подходит для богатого актерского ансамбля МХТ. А еще мне кажется интересным подумать над тем, что самую совершенную в мире судебную систему можно поставить под вопрос».

В 1957 году на экраны вышел фильм Билли Уайлдера с Марлен Дитрих в главной роли. Режиссер тогда, кстати, до самого финала не давал актерам читать последние страницы сценария. Рената Литвинова фильм не смотрела нарочно, чтобы не запутаться в персонаже. За время репетиций отказалась от идеи акцента, поучаствовала в работе над костюмами и образом – воображаемой сестры героини.

«Мы долго искали, как меня изуродовать, чтобы меня было не узнать, даже мне наращивали нос из пластика, – рассказывает Рената Литвинова. – Я была такая страшная, что меня даже не узнала гримерша, и стала мне кричать: женщина, что вы здесь делаете? Хотя я ей говорила: это я, Рената, а она: уйдите отсюда!»

В результате мнимая сестра главной героини, двигающая интригу вперед, в исполнении все той же Литвиновой выходит воздушной женщиной легкого поведения. А самая опасная женщина Ромэйн Воул обводит вокруг пальца и ушлого адвоката, и суд присяжных. Вот только ее муж, оказывается, уже успел полюбить другую. И – снова интрига: что дальше? Что сделает страстно-любящая женщина с тем, кто предал ее любовь? Для тех, кто думает, что знает ответ, режиссер приготовила сюрприз: финал спектакля – один из двух, существующих у Агаты Кристи.