09.04.2013 | 11:50

В Москве открылась выставка Олега Кулика

Разрушитель канонов искусства занялся поиском художественных границ. В Москве открылась выставка скандального художника Олега Кулика «Рамы». Яркий представитель течения московского акционизма прошел долгий путь творческих исканий. Результатом стала инсталляция, основу которой составили рамы – как ограничители хаоса. Рассказывают «Новости культуры».

Он уже давно сам не лает и никого не кусает. «Человек-собака» Олег Кулик эволюционировал в серого кардинала радикального искусства – большинство громких и скандальных акций последних лет – дело рук его учеников и соратников. Сам Кулик эпатирует все реже и даже очевидных подтекстов в своих новых работах вслух признавать не хочет. Он как бы «вне политики» – созерцающий художник. Тонкости буддийской философии готов объяснить каждому – «на пальцах».

«Война, ненависть и насилие – ну, нельзя воевать этому пальцу с этим пальцем, – говорит художник. – Вот этот палец лучше, этот хуже (бьет себя по пальцам), ну, нельзя – все едино».

Эти рамы Олег Кулик привез из Тибета. Выполнены мастерами из монастыря Сэра, пригород Лхасы. Знаки на них – это символика огня и преодоления заблуждения. В контексте буддийской философии и данной инсталляции, которую окрестили «Вратами», заблуждение – это наше эго.

«Когда вы поворачиваетесь, видите, как вы размножаетесь до бесконечности, – говорит Олег Кулик. – Я вижу вас двадцать тысяч раз, и вот такое же мнение – я, мое, мне, мне – я вижу только себя и думаю только о себе – это буддийский ад: ты видишь себя, ты не видишь ничего».

Спасение – во внешней стороне «куликовских врат» Отсутствие отражения в зеркале - это и есть просветление, растворение в безличностном. Практикующего буддийские техники Кулика постигло множество озарений. В одной из медитаций он увидел «Светлую раму» к «Черному квадрату» Малевича.

«Он называл эту картину “картиной без рамы”, а я говорю, что она с рамой, – рассказывает Олег Кулик. – Вся эта выставка посвящена “Черному квадрату”, но правильному отношению к миру. Это любовь к другому больше, чем к себе: вот я Малевича люблю больше, чем себя».

«Черный квадрат Малевича в светлой раме Кулика» – отличная метафора к новейшему этапу в творчестве российского художника. Апеллируя к сакральным символикам, манипулируя философскими понятиями, Кулик по-прежнему верен сфере, порожденной «Черным квадратом», где многое шокирует и удивляет. В центре экспозиции – под потолком – прототип купола древнего подземного храма в Каппадокии. Кулик убрал все надписи и рисунки, оставил только форму. И даже сам художник признал, что в таком виде это больше похоже на дизайнерскую люстру.

Новости культуры