09.04.2013 | 11:22

Новая экспозиция в Музеях Московского Кремля позволит оценить труд реставраторов

В Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля отдадут дань труду реставраторов. На протяжении веков в Кремле собирались произведения искусства работы русских и иноземных мастеров. Над сохранением этих сокровищ кропотливо трудятся музейные специалисты. Выставка «Искусство сохранять искусство» – редкая возможность заглянуть в знаменитые кремлевские мастерские, признанные одними из лучших в мире. Рассказывают «Новости культуры».

Изнанку выставочной жизни – свою реставрационную повседневность – музеи Кремля показывают объемно. Порядка сотни предметов разных стилей и эпох прошли через руки мастеров за последние полтора десятилетия. Кремлевские реставраторы продолжают традиции своих предшественников, начатые еще в конце XIX века и подхваченные после революции мастерскими Игоря Грабаря.

«К сожалению, в 30-е годы их деятельность прекращается – из штатного расписания музея даже исключается ставка реставратора, – рассказывает куратор выставки Татьяна Атамуратова. – И вновь восстанавливается уже тогда, когда музей переходит в ведение Министерства культуры в 60-е годы. И в этом году мы отмечаем 50-летие существования обновленного реставрационного отдела в нашем музее».

Научная реставрация – это длительные исследования и всегда разные цели. Чтоб увидеть, каким был изначально список рублевской «Троицы» понадобилось нескольких лет. После расчистки стало ясно: это икона времен Дионисия, и писана не в XVI, как предполагали, а в XV веке.

Изломы на серебряных оплечьях и зарукавьях – частях парадного облачения митрополита Симона – устранены с помощью лазерной сварки.

«Мы видим вещь в процесс реставрации, поскольку работа с дробницами фактически завершена, но продолжается работа с самой тканью», – отмечает Татьяна Атамуратова.

Ткань – итальянская камка конца XV века – незадолго до открытия выставки еще в мастерской. В которой технологично, аккуратнейшим образом упаковывают еще один драгоценный раритет – саккос митрополита Алексия.

Реставратор, доктор наук Ирина Качанова, не первый год разгадывает исторические загадки облачения святителя, сшитого в 1364 году. В XIV веке – вкладные летописи по бокам обрезаны по политическим мотивам, в XVII – на саккосе новый фон, после нашествия Наполеона – свежие поновления.

«Очень много следов бытования на нем, – отмечает Ирина Качанова. – Поэтому к реставрации мы подходили не только как к художественному памятнику, но и как к памятнику историческому, мемориальному, который на протяжении веков, в разные периоды времени был связан с разными личностями, историческими событиями».

Пока в Кремле демонстрируют достижения искусства сохранять искусство, в реставрационных мастерских, не покладая рук, готовятся к следующим экспозициям.

«Это корсаж коронационного платья императрицы Марии Федоровны, супруги Павла Первого, которая короновалась вместе со своим царственным супругом, – показывает реставратор по ткани Людмила Барбинова. – К сожалению, от этого платья сохранился только шлейф и корсаж, юбка не сохранилась и судьба ее неизвестна».

Части наряда царственной особы уже в сентябре будут представлены на выставке, посвященной 400-летию Дома Романовых в Штутгарте. Реставраторы – верные стражи истории – будут блюсти своих подопечных.

Новости культуры