08.04.2013 | 09:57

Печать. 8 апреля 2013

Распоряжением Дмитрия Медведева, усадьба Ясная Поляна и ее окрестности признаны объектом культурного наследия федерального значения. Министерству культуры поручено внести памятник в единый государственный реестр. Решение главы правительства должно положить конец незаконному строительству на приусадебных землях. Подробнее об этом рассказывает «Российская газета». Другие темы печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
Почему детские книги сегодня всё чаще говорят о недетских проблемах? Таким вопросом задаются сегодня «Итоги», отмечая, что тем, о которых не принято сегодня говорить в книгах с детьми, практически не осталось. Застрельщиками в этом вопросе, пишет издание, выступили скандинавы. Опираясь на традицию, восходящую еще к прозе Астрид Линдгрен, они начали одну за другой выдавать детские книги, повествующие о вещах сугубо недетских. Книги о смерти и о любви во всём ее многообразии, иллюстрированное пособие – откуда берутся дети – вот безусловные бестселлеры в стране на протяжении последних лет. Далее за дело взялись немцы, французы и американцы исследующие в детских книгах, к примеру, вопрос сексуального насилия в семье. В России «недетской детской» прозы пока пишут немного, однако появление таких книг, как «Где нет зимы» Дины Сабитовой (об усыновленных детях) или «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой (о трудных подростках), говорит, что массовый расцвет этого типа литературы у нас дело ближайших нескольких лет.

***
На прошлой неделе впервые показали незаконченный фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом». Обозреватель «Огонька» Андрей Архангельский считает, что и не нужно заканчивать. От Стругацких, по мнению автора, Герман оставил только название. Человек у него уравнен с червём: сюжет – переползание из одной норы в другую, кишащую человечиной. Из фильма, пишет издание, выкачан воздух, в нём нечем дышать. С самого начала Герман создает физически непереносимую атмосферу: чтобы это смотреть, нужно себя пересиливать. То, что большинство восприняло как побочный эффект фильма – «очень тяжело смотреть», есть на самом деле главная его задача: поскорее оставить зрителя «голым», выжженным, опустошенным. Чтобы остался один только крик, как на картине Мунка. Фильм подводит к тому, чтобы ты искал не на экране, а в себе то, чего здесь так выпукло, отчаянно не хватает.

***
«Известия» предлагают читателю симпатичный фоторепортаж с выставки в Музее декоративно-прикладного искусства. Экспозиция «Дымка» стала там первой в цикле фондовых выставок по промыслам. На выставке экспонаты расставлены по хронологии: от работ мастеров начала XX века до наших современников. Определить возраст игрушек можно без труда. Дело не только в качестве материалов и яркости красок. При всей преемственности традиций, нынешние умельцы создают более «глянцевые» образцы, в отличие от довольно авангардных и нестандартных творений предшественников, на которые невозможно смотреть без улыбки. Широко представлена на выставке самая известная форма дымковской игрушки – барыня. Есть и целые серии: масленичные гуляния, деревенские свадьбы, балаганный театр и, даже, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

Новости культуры