05.04.2013 | 19:34

Мастер телеспектакля Александр Белинский принимает поздравления с юбилеем

Режиссер, сценарист, актер, писатель, телеведущий… Сегодня принимает поздравления с 85-летием Александр Белинский. Известность пришла к нему в 1950-е годы, когда он создал "Театр капустника" при Ленинградском Доме актера. Он много лет работал на телевидении – фактически создал жанр телевизионного балета. А еще были "Кабачок "13 стульев", "Голубой огонек", Театр Музкомедии, книги "Записки старого сплетника" и "Театральные легенды"… Александр Белинский – человек-оркестр, у которого все инструменты звучат как солирующие. Рассказывают "Новости культуры".

Сначала он осваивал театр. Едва окончив режиссерский факультет, ставил сразу на нескольких площадках, а в 1953 году пришел в Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола, ныне – "Балтийский дом". Потом в карьере Белинского наступила эра телевидения.

Сейчас это уже классика. Телеспектакль "Кюхля" – первый в длинном списке Белинского. Молодой режиссер пригласил известных артистов: Сергея Юрского, Игоря Дмитриева, Николая Мартона.

"Я не буду нагружать вас репетициями, он говорил, но это не значит, что он не работал с артистом. Он назначал актера, зная, что работа будет сделана, и будет создан образ тот, который ему нужен", – рассказывает народный артист России Николай Мартон.

Там же, на студии Ленинградского телевидения, Белинский совершил настоящий прорыв. Кино, которое... танцуют. Со скромным бюджетом, в непростых условиях: солистам Марису Лиепе и Екатерине Максимовой приходилось каждые выходные ездить из Москвы в Ленинград на съемки. 

"Это же было кровопролитие! Мы снимали только ночью, на скользком полу, в который втирали канифоль, костюмы себе все Катя (Максимова) шила за свой счет", – вспомианет Александр Белинский.

В знаменитой "Галатее", который стал одним из первых в СССР телебалетом, и потом еще в одиннадцати постановках, Белинский высказал свою давнюю страсть к этому виду искусства. И в своих фильмах он дал балету новую выразительность, а артистам  большие возможности.

"Преимущество телебалета – это не только быстро менять ракурсы, но и возможность долгого крупного плана. Такое лицо, как у Максимовой и в "Галатее", и в "Старом танго", или последние кадры фильма "Анюта". Это же лицо великой актрисы",  замечает балетный критик Ольга Розанова.

В 1995 году Белинский становится художественным руководителем Театра Музыкальной комедии. И снова необычайный зрительский успех. Работу худрука отмечают премией "Золотой софит" за возрождение в Петербурге этого совсем не легкого жанра. Те семь лет вместе с Александром Белинским звезды театра до сих пор вспоминают с теплом и ностальгией. 

"Казалось, что я самая лучшая, потому что он мог сказать удивительно добрые слова. Он не узурпатор – делай так, как я сказал. Он дает актеру раскрыться, самому что-то предлагать. В основном, он всегда поддерживает. В общем, я его люблю", – признается народная артистка России, актриса Театра музыкальной комедии Зоя Виноградова.

В свой юбилей Белинскому не до отдыха. На сцене театра "Балтийский дом", как и ровно полвека назад, режиссер выпускает новый спектакль по пьесе Грибоедова. И когда Белинский в перерыве устало ворчит, что "Горе уму" – наверное, его последняя работа в театре, верится в это с трудом. 

"Если меня спросят, хочу ли я еще что-нибудь ставить, я с тоскою в голосе скажу – хочу. И даже скажу что", – замечает он.

Человек, который знает о театре все, а в театре  всех, признается, что у него никогда не было времени ни на вредные привычки, ни на хобби. "Не пью, не играю в карты, рано ложусь спать, знать не хочу, что такое компьютер, и пишу шариковой ручкой". И собирается вновь взяться за мемуары. 

"Вообще я остался в ХХ веке, я в XXI не перелез ни по каким линиям. Да и не хочу",  признается Александр Белинский.

К 85-летию Александра Белинского смотрите на нашем канале в воскресенье, в 16.35, художественный фильм "Жиголо и Жиголетта", затем – творческий вечер режиссера

Новости культуры