19.10.2011 | 13:03

95 лет со дня рождения Эмиля Гилельса

Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Эмиля Гилельса. Пианиста, о котором говорили: подобные «титаны фортепиано» рождаются раз в столетие. Даже первый педагог юного музыканта сразу понял, с каким дарованием имеет дело. В характеристике девятилетнего Гилельса он написал: «В дальнейшем наша страна обогатится пианистом мирового масштаба». Эти слова оказались пророческими. Рассказывают «Новости культуры».

Это не артист, а само искусство, - восторженно говорили об Эмиле Гилельсе. Москва открыла этого музыканта в 1933 году. Тогда он, 16-летний, победил на Всесоюзном конкурсе пианистов. Очевидец свидетельствует - жюри приветствовало юного музыканта стоя. Позже Яков Флиэр скажет, в 16 лет он уже был пианистом мирового класса. В 38 году его мировой класс оценили на конкурсе в Брюсселе. А в числе поклонников оказалась королева Елизавета.

«Фотография королевы Елизаветы Бельгийской. Здесь написано: «Очень большому артисту и другу Э.Г., очень сердечно. Елизавета». Написано на русском языке», - рассказывает внук Э.Гилельса Кирилл Гилельс.

Эмиль Гилельс много концертировал, как никто много в те времена. И в годы войны с не меньшей интенсивностью.
«Это справка из блокадного Ленинграда. Э.Г. ездил в составе агитбригады на фронт. Эта справка подтверждает, что концерт окончился после 23-х часов, видимо, комендантский час наступает, поэтому возвращается после положенного времени», -отмечает Кирилл Гилельс.

А это знаменитые кадры хроники – Гилельс играет на военном аэродроме. Гилельс первым из советских исполнителей побывал во многих странах мира. Первым покорил США, блестяще исполнив Первый концерт Чайковского.

Среди почитателей таланта Гилельса немало знаменитостей. От Чарли Чаплина до Папы Павла VI, понтифик однажды посетовал, что в его коллекции не все пластинки Гилельса. Дискография пианиста огромна. В ней и студийные записи, и «живые концерты».

«Концерт в БЗ, не помню, что это было, возможно соната Листа. В трудном месте намазал, задел. На следующий день приехал, тогда это было в кирхе напротив консерватории, приехал прослушать материал. Ему сказали: «Надо бы переписать». Он безукоризненно сыграл то, что не вышло на концерте. Можно было вклеить. Потом послушал: «Нет, никому не нужна эта чистая профессорская игра, пусть все остается, как было в зале», - рассказывает биограф Э.Гилельса Григорий Гордон.

«Нельзя сказать ,что он оригинален, новатор в трактовках, Это в подростковом возрасте может отдалить от него. А потом с годами понимаешь, что правда важнее нового взгляда. Мое отношение менялось к нему в сторону все большего поклонения», - признается пианист, заслуженный артист России Николай Луганский.

Гилельс был человеком замкнутым, малообщительным, не любил рассказывать о себе, многое можно было бы узнать из его дневников, но внук пианиста, наследник авторских прав, публиковать их не собирается, по крайней мере, пока. Перефразируя Рахманинова, хотите узнать Гилельса, слушайте его записи.

Читайте также:

Эмиль Гилельс . Во славу музыки