05.04.2013 | 11:24

Петербургский ТЮЗ и театр ПОСТ познакомили московскую публику со "Злой девушкой"

«Злая девушка» как зеркало реальности. Петербуржец Дмитрий Волкострелов – заметное лицо среди нового поколения режиссеров – представляет на «Золотой маске» сразу три спектакля, экспериментируя со временем, пространством и формой. Среди них - «Злая девушка» по пьесе Павла Пряжко, которая выдвинута в трех номинациях. Это не история, не рассказ. Это заметки-наблюдения за жизнью современных молодых людей. Режиссер утверждает: событийный мусор, мозаика микро-событий, собранная в тексте пьесы – и есть сама жизнь. Рассказывают «Новости культуры».

Тот, кто шел в театр, на этот раз обнаруживал, что, скорее, попал на дружескую вечеринку. Чай и мандарины с порога, уют и атмосфера гостеприимного дома. Зал Школы Фотоплей в Москве для «Злой девушки» был выбран не случайно. Не одна самая малая сцена обычного театра не дала бы желаемого эффекта. Пока зрители не без труда рассаживаются в камерном пространстве, актеры на сцене уже заняты делом – как истинные хозяева делая последние приготовления, когда гости уже на пороге. Все для того, чтобы стереть грань между театром и реальностью.

«Мне кажется, нет никакой границы, – говорит актриса Алена Старостина. – Потому что даже такого ощущения, что я пришел сыграть спектакль нету… И мы себя ведем – стараемся – ощущать себя так же, как на большой вечеринке какой-то дома или на кухне. Нет разделения никакого».

Молодой петербургский режиссер Дмитрий Волкострелов, ученик Льва Додина, с самого начала карьеры ставит только современную драматургию. На этот раз его рассказ о злой девушке Оле – больше похож на набор эпизодов. Многие сцены умещаются в пару предложений. Авторских ремарок звучит больше, чем прямой речи. Все вместе напоминает киносценарий.

Главная героиня – Оля. Новый персонаж в компании старых друзей, она никак не впишется в их привычный мир, до конца остается чужой. Мир же, предлагаемый к рассмотрению – примечателен своей обыденностью. Именно в ней режиссер пытается искать поэзию и новые смыслы. Героиня создает лишь легкий контраст.

Героев обыденных и узнаваемых художница Ксения Перетрухина поселила в такой же знакомый мир диванов, подушек, шведских светильников. На полках – книги антиглобалистки Наоми Кляйн и виниловые пластинки Саймона и Гарфанкеля. А вот театральный свет, грим, звук – отметены за ненадобностью. Реальная жизнь глазами тех, кому около 30 – скупыми средствами бытовых мелочей и подробностей. Вплоть до ароматов настоящей еды – реальная жизнь подразумевает реальные застолья.

«Кто-то скажет: “Мы делали такой театр 50 лет назад”, – говорит отборщик Марк Йомен. – Но другой скажет: “Нет, это очень современно”. Мне кажется, что это действительно современно. Потому что работа сделана здесь и сейчас и про сейчас. У меня есть вопросы к драматургическому стилю, но, в общем, спектакль показался мне интересным».

Где пролегает грань между реальной жизнью и её копией? И куда в итоге отправится – на встречу со Злой девушкой или на вечеринку с собственными друзьями? Возможно, посетить стоит и то, и другое – чтобы сравнить.

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>

Новости культуры