04.04.2013 | 20:01

"Образ света" как христианский символ

Русский музей впервые представляет коллекцию старинных светильников, которые украшали северные храмы, начиная с XII века. Большая часть экспонатов никогда ранее не участвовала в выставках. Хотя древние монастыри и церкви они покинули еще до революции, когда формировался отдел христианских реликвий Русского музея Александра Третьего. Именно так называлось тогда это уникальное хранилище. Рассказывают "Новости культуры".

Самый возрастной экспонат собрания – лампадофор VI века – происходит из Византии, самый поздний – подвесной хорос – был создан в 1914 году по образцу древнего афонского оригинала. Коллекция паникадил наглядно демонстрирует, как менялись традиции украшения русских храмов: от византийских влияний до форм, пришедших из Западной Европы.

"Всегда кажется, что древнее искусство, оно такое умозрительное, отвлеченное и очень мало содержит реалий. Если посетители увидят на нашей выставке иконы, произведения шитья, плащаницы, покровы, а потом поднимут взгляд к тем лампадам или светильникам, которые здесь представлены, они увидят практически полное соотнесение форм, деталей", – поясняет заведующая отделом древнерусского искусства Ирина Соловьева.

Муром, Псков, Новгород, Архангельск и Тихвин  географически на выставке представлен весь Русский Север и наиболее известные обители. Паникадила всегда относились к самым дорогим предметам церковного убранства. Подобные вклады могли себе позволить купеческие семьи или великие князья. Фрагмент знаменитого новгородского паникадила в 1600 году был исполнен мастером из Нюрнберга по заказу Бориса Годунова для Софийского собора.

"Наряду с серебряными, драгоценными, большими, богатыми паникадилами, здесь представлены и простые железные паникадила, но как они выполнены и как выполнена реставрация, надо сказать", – отмечает хранитель отдела древнерусского искусства Ольга Клюканова.

К редчайшим формам средневековых светильников относятся так называемые "тощие свечи". "Тощими" их называли в силу того, что пространство внутри деревянной подставки было полым. Выносная праздничная свеча, как правило, ставилась вблизи царских врат. Этот уникальный образец не имеет деревянной основы  в XVII веке роспись легла на горячий воск. Выносные фонари поражают размерами и архитектурой. Сложно представить, какой силой должен был обладать прихожанин перемещавший подобную конструкцию во время Крестного хода. В музейном пространстве древние светильники отбрасывают тени без единой зажженной свечи. Одна из удач экспозиции – сохранение образа света как важного христианского символа. 

Читайте также:
"Светильники Древней Руси" в Русском музее

Новости культуры