20.10.2011 | 10:20

Выставка "Магия театра и кино"

«Магия театра и кино». Название выставки, открывающейся сегодня в столице, намекает на эффект, который работа сценографа оказывает на зрителя. Замечают, как правило, неудачи – безупречный визуальный ряд воспринимают всего лишь как часть постановки. В регулярных отчетах секции художников театра и кино Московского союза художников принимают участие только профессионалы. Но в мире экрана и сцены они – соавторы, а в выставочном зале – авторы самодостаточных произведений искусства. Рассказывают «Новости культуры».  

Магия театра и кино, которую мы видим и ощущаем, сидя в зрительном зале, рождается не по взмаху волшебной палочки. Сказку создают художники-постановщики, но дверь в нее приоткрывается только раз в два года.

«Сцена, кукольный театр, мультипликация, в кино – это волшебная вещь, которая особенно прозвучала в XX веке и сейчас. Это один из видов искусств, которое вызывает интерес у всех поколений, потому что оно работает на все возрасты, и поэтому оно волшебно, - говорит народный художник России Сергей Алимов.

Бывают просто хорошие сценографы. А бывают новаторы, чьи работы в театральном мире становятся событиями. Но только на выставке можно проследить, как это событие рождалось на свет. От эскизов и макетов декораций до визуального мира спектакля. Представлены даже нереализованные проекты.

«Никогда ничего не бывает одинаково – это одна из замечательных черт театра и то, ради чего мы его любим, все, каждую минуту, каждый день может случиться и всегда все по-разному. Одних приемов не бывает», - считает народный художник России Владимир Арефьев.

Начинающим мэтры дают любопытный совет – не оглядывайтесь на авторитеты, работайте с чистого листа. Впрочем, авангардным может оказаться и вполне традиционное на первый взгляд решение. Вот макет декораций Станислава Бенедиктова к спектаклю Малого театра «Мольер. Кабала святош». Премьера состоялась в 2009 году.

«Это, по сути, единая среда театра, но изменчивая, переменчивая. Потому что у Людовика эти все разворачиваются на зеркала, опускается вот эта большая люстра, и весь этот театр превращается в такое пышное дворцовое пространство, вот это стремление, вот это стремление сделать вещь многоликой, когда один и тот же предмет может носить разную функцию и образ. Вот это для меня важно», - объясняет народный художник России Станислав Бенедиктов.

По традиции, рядом с учителями свои работы выставляют и их ученики. Наталья Войнова - художник спектакля Российского Академического Молодежного театра «Ничья длится мгновение» - в трагедии еврейского гетто смогла увидеть неожиданные краски.

«Печальная история про жизнь людей во время войны, трагическая история, и декорации у нас были такие же, шахматные доски на черном фоне и длинный стол. То есть по началу зритель должен был подумать, что эти люди просто пришли на шахматный матч, все это было в серо-голубой гамме, потому что есть тема моря, люди говорят о море, слышат море», - рассказывает художник по костюмам Наталья Войнова.

Отдельный раздел выставки в этом году посвящен истории костюма. Студенты школы-студии МХАТ показали макеты средневековых нарядов из бумаги.

«Это для художника по костюмам очень большая школа, потому что на этих вот на этих наколках, на этих макетах костюмов, они точно изучают, как кроится костюм, как может лежать ткань», - считает куратор выставки «Магия театра и кино» Наталья Иванова.

Кстати, в прежние года такие тренировочные макеты после закрытия выставки уничтожали. В этот раз впервые обещают сохранить.