20.10.2011 | 10:34

"Руслан и Людмила" - первая премьера на исторической сцене Большого после реконструкции

Отреставрированный Большой театр откроют «Русланом и Людмилой». Оперу Глинки ставит Дмитрий Черняков. Так что вместе с обновленным интерьером публика увидит и новую версию одной из главных национальных опер. Впрочем, зная репутацию постановщика, «историзма» на сцене ждать не приходится. В этом убедился корреспондент «Новостей культуры», побывавший на репетиции.

Время позднее, но репетиция на исторической сцене Большого в разгаре. За закрытыми дверями и обстановке строгой секретности – именно так готовит свою оперную премьеру Дмитрий Черняков. «Руслан и Людмила» здесь будут первыми сценическими гостями после долгой реставрации театра.

Репетиции как спортивные тренировки – три раза в день – до полного изнеможения. Черняков, кажется, безжалостен, не только по отношению к себе. Сравнения из спортивной сферы здесь и к оркестру применительны.

Попадания идеально точные в постановках этой оперы случались нередко. В ней блистали Федор Шаляпин и Елена Степанова, Сергей Лемешев и Тамара Синявская. Но критики в XIX веке прозвали детище Глинки «мученицей». Сколько раз ее переделывали, сокращали, точно, наверно, ни один музыковед не скажет. На сцене Большого «Руслан и Людмила» шла более семисот раз. Постановка Дмитрия Чернякова десятая по счету. Пока ясно лишь одно: традиционного прочтения ждать не стоит.

«Он потрясающе разрабатывает психологическую линию, отношения между героями, – говорит управляющая творческими коллективами оперной труппы Народная артистка СССР Маквала Касрашвили. – Это в абсолютно неисторическое время происходит. Абсолютно новое прочтение, новая концепция и новые находки».

Репетиция, будто не оперная – цирковая. На сцене – акробаты, жонглеры. Солисты сцену не покидают. Не поют – тихо о чем-то разговаривают с режиссером. Для Чернякова как обычно важен не просто каждый шаг – любой поворот головы.

«Работать с таким режиссером как Дима Черняков – огромная радость, – говорит исполнительница партии Людмилы Альбина Шагимуратова. – Я раскрыла в себе как артистка в себе настолько большие горизонты и возможности».

Новые возможности Черняков ищет в молодых артистах. Почти все – солисты приглашенные – из Мариинского, Геликон-оперы, из Америки, Болгарии… Именно они – первые, кто отреставрированную историческую сцену опробует в действии.

«На нас сейчас большая ответственность – на молодых певцах (может быть, мы не все заслуживаем такой надежды, которая на нас возлагается) запустить эти часы вновь», – говорит исполнитель партии Руслана Алексей Тихомиров.

Первый запуск этих часов намечен на 2 ноября. Билетов, говорят, уже не достать – раскуплены.