04.04.2013 | 10:40

Легендарный американский квартет Дэйва Либмана выступил в Москве

Его широкий вкус допускает большое разнообразие в стилях: от классики до рока, от джаза до этнической музыки. Но чаще всего Дэйва Либмана называют наследником легендарного американского джазового саксофониста Джона Колтрейна. Впрочем, музыкант и сам заслужил звание легенды – яркий импровизатор, за свою долгую творческую жизнь он создал немало ансамблей. Дэйв Либман - «живая легенда джаза» - теперь в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Главное не что играть, а как – любит повторять Дэйв Либман. В кратком путеводителе по музыке от самого мастера – кстати, автора нескольких книг о джазе – сказано: вслушиваться надо в цвет и текстуру звука. Ритм – это удары сердца. В груди прилежного слушателя они должны постепенно учащаться, чтобы после концерта он чувствовал себя так, будто совершил пробежку по Центральному парку в Нью-Йорке.

Ученик легенды – Джона Колтрейна – Либман рано понял: в джазе много талантливых саксофонистов, чтобы выделится из пестрой толпы – нужно поразить публику чем-то особенным. Главным своим инструментом выбрал сопрано-саксофон – самый неудобный из всех. И решился на рискованный эксперимент – смешал джазовые стандарты с классикой и авангардом, добавил в этот микс немного рока.

В историю музыки Дэйв Либман уже вошел – как изобретатель и популяризатор «спонтанного экспромта в стиле фьюжн».

«Хотите знать, что это? Ну, спонтанный – это сиюминутный, экспромт – это джаз, который мы играем, а стиль – это субъективное видение музыки, – говорит Дэйв Либман. – Поймете, когда мы начнем играть. Сегодня в программе Орнет Колеман, Джон Колтрейн, Майлз Дэвис. А дальше – не знаю еще, не решил. Выбор огромный: решим во время игры. Вот она – спонтанность!»

Если представить, что американский джаз – это книга. То Дэйв Либман в ней – отдельная глава – уверены музыковеды.

«Он настолько грамотный современный музыкант, что он оперировать может музыкой Кейджа, Аткинсона, музыкой Гершвина и Джоплина, музыкой Чайковского и Бартока. У него все может смешаться», – считает музыковед Владимир Фейертаг.

Этому коллективу – больше десяти лет – вместе с контрабасистом Тони Марино, гитаристом Виком Юрисом и барабанщиком Марко Марчинко Либман объехал весь свет.

Впрочем, квартет – это лишь официальное название коллектива. На сцене с музыкантами постоянно присутствует пятый участник, которого ласково зовут – Jazzy-bear.

«Это вы о маленьком мишке? Он путешествует с нами, он наш талисман, – рассказывает барабанщик Марко Марсинко. – Мы уже не представляем своих выступлений без него. В какой бы стране не выступали, он едет с нами, сидит на своем обычном месте. Он притягивает удачу!»

Квартет Либмана существует по своим законам, главное для них – креатив и новые идеи. Он не боятся смешивать не только жанры и стили – но и культуры. Откуда взять вдохновение? – Ответ на этот вопрос Дэйву Либману тоже давно известен: весь мир – уверен музыкант – можно услышать в одном месте – Нью-Йорке. «Большое яблоко» толкает на эксперименты.

Новости культуры