04.04.2013 | 09:57

В столице открылась выставка авторского эстампа

В Большом выставочном зале Московского Союза художников открылась выставка авторского эстампа. Этот вид искусства можно назвать в некотором роде парадоксальным. Малотиражное, вредное для здоровья, ручное производство, оно долгое время было предназначено для широких масс. В советское время художник получал заказ от «комбината графических искусств», который потом распространял тираж в интерьерах общественных зданий. Сегодня в технике эстампа работают только те, кого можно назвать энтузиастами своего дела. 20 лет назад они даже создали собственное объединение под названием «Московский эстамп». Рассказывают «Новости культуры».

Такие разные – красочные и черно-белые, большие и маленькие – гравюры, офорты, литографии – в этом огромном пространстве они кажутся единым целым. Созданные за последние 50 лет, эти работы рассказывают историю московского эстампа – еще с тех времен, когда это словосочетание не имело никакого отношения к объединению художников.

«Это язык сегодняшнего дня, – считает заслуженный художник РФ Василий Бубнов. – Художники здесь как-то остро воспринимающие окружающую жизнь, откликающиеся через свои произведения на какие то события. Вплоть до того, что, даже рисуя пейзаж, художник сегодня нарисует его иначе, чем это было 30-40 лет назад».

«Московскому эстампу» как ассоциации 20 лет. Но самому эстампу – лет на 500 больше. Его называют динозавром в мире искусства. Подход к изображению, техники, темы, технические находки менялись на протяжении веков. Михаил Верхоланцев об эстампе может рассказывать часами - увлечен гравюрой с 56 года. Художник даже автограф ставит карандашом.

«Эстамп – значит давление, – поясняет художник Михаил Верхоланцев. – Даже был старинный танец итальянский – эстампи. То есть придавливать. Отсюда слово штамп. То есть оттиск».

Печатные техники – процесс многоступенчатый и сложный. Часто – вредный для здоровья. Но поклонников эстампа это не останавливает. В советское время эти картинки были инструментом государственной политики. И лозунг «Искусство в массы» ушёл в историю.

«Изменилась психология, идеология художников, – отмечает председатель правления объединения «Московский эстамп» Михаил Коновалов. – Уже стали картинки не такими политизированными, идейно направленными. Появилось больше свободы творчества. Художник открывает больше свой мир, свою философию».

Некоторые современные художники используют компьютерные технологии. Но вообще эстамп – это полностью ручная техника, импровизация и эксперимент. Ирина Злобина в своем творчестве обращается к великим художникам. Эти работы – не исключение.

«Это вообще из серии работ, сделанных по работе Пикассо “Обнаженная и вуайеристы”, – говорит Ирина Злобина. – Я сделала двух женщин и тех же самых вуайеристов, и мне было очень интересно поговорить с Пикассо».

200 художников, около семисот работ – выставка такого масштаба для эстампистов – редкость. В центре экспозиции – самое важное, то, что обычно скрыто от посторонних глаз. В отличие от самих листов, которые сегодня встречаются не только в выставочных залах, но и в интерьерах. На них больше нет госзаказа, но есть коллекционеры, а значит и спрос, который, как известно, рождает предложение.

Новости культуры