03.04.2013 | 19:30

Российские императрицы. Мода и стиль

Легко быть законодательницей мод, являясь хозяйкой огромной империи. Трудно, когда любая деталь в наряде такой женщины "работает" не столько на ее образ, сколько на имидж государства. Как российским императрицам – от Екатерины Великой до Александры Федоровны – удавалось сочетать модный канон, державный интерес и личные предпочтения? Об этом рассказывает экспозиция, которая открылась сегодня в Выставочном зале Федеральных архивов. "Российские императрицы. Мода и стиль"  пожалуй, один из самых элегантных проектов к 400-летию дома Романовых. Рассказывают "Новости культуры".

С конца XVIII века "вне моды" в России были лишь дамы, не выезжавшие в свет и жившие в своих деревенских имениях. Императрицы же, помимо последних веяний французской моды, все без исключения выбирали свой стиль.

"Это был самый блестящий двор в Европе, поэтому они должны были соответствовать. Пусть даже происхождение у них было самое – ну из маленьких германских герцогств, княжеств, но, став российскими императрицами, они достойно исполнили свою роль, несмотря на удары судьбы", – поясняет куратор выставки, сотрудница ГАРФ Елена Чиркова.

Законодательница в самых разных областях Екатерина Вторая ввела в привычку мундирные платья. С английским мужским мундирным плащом вверху и юбкой внизу. Тесьма по краям – в русском стиле.

"Екатерина была шефом нескольких полков. В мундире Преображенского полка она делала переворот. К нам приехало платье лейб-гвардии конного полка. Судя по нему, она была невысокого роста, полноватая, очень хорошенькая женщина", – замечает историк Марина Сидорова.

Наряды императриц дороги, шьются не так часто, как мы сегодня думаем. В музеях их тоже осталось мало. Зачастую государыни завещали их по наследству и даже отдавали в монастыри на переделку. 

Наряд с четыреххметровым шлейфом, узор которого стал частью имиджа России, обладал своими секретами. Александра Федоровна могла легко отстегнуть его самую массивную деталь. Платье носилось годами, фигура императрицы менялась, о чем свидетельствуют вытачки по бокам.

Часто царственные особы диктуют модистам свои вкусы. Елизавета Алексеевна просила не посылать ей ничего розового, Александра Федоровна, жена Николая, часто отказывалась от оборочек, воланчиков, но делала акцент на талию. А Мария Федоровна, жена Павла Первого, даже навязывала свои вкусы своей последовательнице. 

"Она уже указывает своей невестке – будущей императрице Елизавете Алексеевне, что в правление Павла нельзя носить живые цветы на платье. По мемуарным свидетельствам она их просто сорвала в день коронации в 1796 году с груди великой княгини Елизаветы Алексеевны", – рассказывает Раиса Кирсанова.

Мода изменчива, к началу ХХ века даже императорские наряды стали проще и легче. Чего не скажешь о судьбах многих русских императриц. Но жены самодержцев в любом платье держали спину прямо и несли свою миссию.

Новости культуры