21.10.2011 | 10:43

Спектакль "Русский человек на rendez-vous"

В «Мастерской Петра Фоменко» к подмастерьям отношение особое. Первая премьера нового сезона, которую публика увидит сегодня вечером, работа стажерской студии «Русский человек на rendez-vous», по тургеневской повести «Вешние воды». Правда, руководство постановкой взял на себя опытный Евгений Каменькович и заранее принес извинения зрителям, которые заподозрят «неуважение» к классику в «молодом» прочтении хрестоматийного текста. На генеральном прогоне спектакля побывали «Новости культуры».  

Путь от отрывков по «Вешним водам» Тургенева к полному спектаклю оказался для стажеров театра – выпускников мастерских Олега Кудряшова и Евгения Каменьковича – не из простых. Репетировали в течение года. Советы принимали от всего театра.

«Мы когда взяли этого Тургенева, мы так скептически на него смотрели: Тургенев, так мелодраматично у него все. А потом когда начали работать, внедряться в этот материал, оказалось, что он такой смешной, так наполнен юмором. Столько идей сразу стало возникать, и мы прямо иногда не могли остановится, все что-то придумывали, придумывали, придумывали», - рассказывает актриса Серафима Огарева.

Руководство постановкой взял на себя Евгений Каменькович. Говорит, что до сих пор актеры требуют репетиций, все глубже пытаются войти в материал. Но уже сейчас лиричный многословный Иван Тургенев стал на удивление сценичен и современен.

«Нам удалось нащупать какую-то тему, что вот русский человек, если у него есть путь, – выбрать какую-нибудь добропорядочную, покойную, буржуазную жизнь, он всегда выберет хаос, он всегда выберет хаос. Хотя это будет вне всякой логики. Может быть, это очень созвучно нынешним молодым людям», - считает режиссер Евгений Каменькович.

Превратив «Вешние воды» в «Русского человека на rendez-vous», авторы выходят за рамки одной только повести. Название посоветовал Петр Фоменко, заимствовав его из статьи Чернышевского. Чернышевский же утверждал: русский человек у Тургенева слаб и инертен. На rendez-vous с жизнью, когда решается его судьба, не способен принять решения, сделать самостоятельный шаг. Он плывет по течению, назад не оглядывается, но и вперед далеко не смотрит.

«Я думаю, это тургеневский такой перевертыш – вот как бы человек слабый. А мне не кажется, что он слабый. Он, наоборот, человек – самое двигающее звено вообще в произведении. И если бы он что-то не сделал, тогда бы ничего и не было. Ну, не было бы тогда истории. Он совершает все время эти поступки», - говорит актер Федор Малышев.

За три дня с главным героем помещиком Дмитрием Саниным случается столько всего, что у другого за всю жизнь не бывает. Влюбляется в прекрасную итальянку Джемму, стреляется на дуэли, просит руки любимой и тут же увлекается другой женщиной и уезжает с ней в Париж. Роковая Марья Николавна за два неполных дня отменяет все, что только что было Санину так дорого.

«Мне кажется, это очень современный персонаж, современная женщина. Иногда хочется, прям, побыть таким человеком, чтобы все к тебе тянулось», - признается актриса Екатерина Смирнова.

«Смотря, какая женщина. Если будет Марья Николаевна такая, то да, наверное, я бы так и сделал. А, может, и нет», - сомневается актер Федор Малышев.

Примеряя персонажей Тургенева на себя, перечеркивая шаблон тургеневской девушки и благородно-слабого героя, актеры хулиганят и дурачатся, поют, говорят на пяти языках, от души играют в театр. В конце все равно приходят к размышлениям о человеке – горьким и неизбежным. Постаревший герой, спустя тридцать лет, отправляется в Америку искать свою Джемму, понимая, что ничего лучшего в его жизни, похоже, так и не случилось.