03.04.2013 | 11:13

В Москве названы имена лауреатов кинопремии "Ника"

26-й полет «Ники». Грациозная статуэтка вручается лучшим кинематографистам России, стран СНГ и Балтии с 1988-го года. Победители определяются путем тайного голосования членов Академии киноискусств. В этом году торжественная церемония вручения национальной премии состоялась в Московском театре оперетты. Рассказывают «Новости культуры».

Кто получит крылатую богиню победы – эту старейшую в стране кинопремию, до начала знают всего несколько человек. Павел Лунгин готовится к серьезной схватке – его фильм «Дирижер» выдвинут на главную номинацию – лучшее игровое кино. Инна Чурикова – одна из немногих, кто не нервничает – уже известно, с Глебом Панфиловым они награждены за честь и достоинство. Сергей Урсуляк тоже спокоен: за фильм «Жизнь и судьба» – за творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа – Ника заранее объявила, ему вручает специальный приз.

«Я считаю, что мы сделали все, что могли, – говорит Сергей Урсуляк. – И канал “Россия”, и моя группа, и я мы сделали все, что могли. Кто-то может лучше – милости просим, я сделал так, как я себе представляю, как могу. Лучше я просто не могу».

Юлий Гусман – как обычно и ведущий и на разогреве, пока гости, номинанты, академики занимают места – заставляет репетировать аплодисменты. Самые громкие – в честь Алексея Баталова, его президентский срок в академии завершился, вновь избранным стал Андрей Кончаловский – голоса ему отдали 409 человек из 439. На сцену «Ники» Кончаловский выходит второй в жизни, признается – ошеломлен – и тем, что пришлось вдруг надеть черный костюм, но главное, конечно, доверием.

«Вообще, кинематографисты – они все эгоисты, – отмечает Андрей Кончаловский. – Правильно Юлик сказал, не будем ненавидеть всех тех, кто сегодня получит премию. Но еще самое главное, мне кажется, кинематографист – существо которое вообще в принципе не думает о премиях он работает – настоящий художник, потому что кино любит. Но любить кино мало, надо еще так жить, чтобы заслужить, чтобы кино тебя любило, как это делал Алеша Герман».

26-ю Нику открыли фрагменты фильма Алексея Германа-старшего, со сцены потом не раз скажут – как трудно быть не просто богом, но оставаться людьми. В память о режиссере «Ника» учредила приз его имени. В первый раз его получают друзья – Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе. Зал стоя вспоминает тех, кто ушел из жизни, и также стоя вручают «Нику» памяти Андрея Панина – посмертно он награжден за роль в фильме «Искупление» Прошкина-старшего.

На торжественные речи – Юлий Гусман предупреждает не раз – 45 секунд, его, конечно, никто ни разу и не послушал. Когда вручали приз художникам, говорили – что значит эта профессия для кино – Светлана Дружинина и вовсе замахнулась на лекцию. Алексей Андрианов в большом кино дебютант, на «Нике» новичок – речи вообще не заготовил, как оказалось – зря: режиссер фильма Шпион стал открытием года.

«Это опыт, это огромный опыт, – говорит Алексей Андрианов. – Теперь к следующей картине я приступлю, зная какие-то моменты буду избегать каких то ошибок».

Одной из самых сложных номинаций в этот раз стала операторская. В конкурсе знаменитые иностранцы Олег Муту и Брюно Дельбоннель. До «Фауста» Дельбоннель уже снял «Амели» и «Гарри Поттера». Но «Ника» ушла все-таки Юрию Райскому, снявшему картину «Орда». Выбор лучшей мужской роли, видимо, тоже был непростым – академики в итоге наградили двоих. Это Максим Суханов, сыгравший митрополита Алексия в той же «Орде» и Антон Адасинский – Мефистофель в «Фаусте», до сих пор вспоминает ту, такую необычную работу с Сокуровым.

«Настолько тонкий человек! Два месяца работали, и ни одной прямой команды, – вспоминает Антон Адасинский. – Тема же очень скользкая, поэтому все было вокруг. Удивительный такт, удивительная школа. Это мой первый фильм большой, удивительная школа. Даже не знаю, что после такого фильма можно делать дальше».

Главная интрига – кто возьмет премию в самой важной номинации – лучший фильм. Фильмов было пять, но фаворитов было двое: «Фауст» против «Орды», до церемонии критики делали ставки, но выбор – за академиками. «Фауст», взявший венецианского золотого льва, покорил и российскую крылатую «Нику».

Новости культуры